Интервью с Брэдом Фиделем, автором легендарного саундтрека к «Терминатору»
Приветствуем тебя Брэд.
Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность за то, что ты вышел на связь и согласился с нами побеседовать сейчас. Кроме того, от всей души и от имени многих поклонников хочу поблагодарить тебя за твоё творчество, которое вдохновляло массы людей все эти годы. Это большая честь для меня, беседовать с тобой и быть чуточку ближе к такому мастеру как ты. Мы искали тебя в сети последние лет 10.
Я прочитал несколько интервью, которые ты давал в последнее время. Несмотря на то, что на ряд важных вопросов ты уже дал ответ, мы постараемся не повторяться, а что-то, возможно, рассмотреть несколько подробнее. Хотелось бы узнать о начале твоего творческого пути. Ты уже писал, что специально не обучался композиторскому делу и начал расширять свои знания уже позже, будучи вовлечённым в непосредственную музыкальную работу. А с чего ты начинал? Может быть, это был какой-то музыкальный инструмент, который тебе подарили родители? Играл ли в каких-то ансамблях в юношестве?
Я родился в творческой семье. Моя мать была модерн-танцовщицей и училась у Марты Грэм. Мой отец был музыкантом. Он играл и слушал огромное количество музыки от джаза до классики. Я помню, как был очень вдохновлён произведением Бартока для перкуссии с оркестром. Эта вещь оставила в душе большой отпечаток и позже вдохновляла меня уже в моих собственных работах над саундтреками. Отец так же писал произведения для ансамблей современного танца и оперетты для детей.
Родители основали школу искусств в Лонг-Айленде, в штате Нью-Йорк. Вот там я и вырос. В общем-то, наверное, я был ещё в пелёнках, когда мой отец уже импровизировал на фортепиано. Позже, когда мне было лет 13, я отказался от обучения у отца и стал заниматься сам на гитаре. В это же время у меня были первые попытки сформировать рок-группу и писать свою музыку.
Скажи, как ты вообще выбирал для творчества всю аудио технику? Если я правильно понял, то Prophet 10 был на тот момент чуть ли не прототипом, который ты смог себе достать. То есть ты гонялся за новинками, что бы получить максимум возможностей для своей будущей музыки, или, всё же, писал по большей части на том, что было?
На данный момент я с абсолютно иным техническим оборудованием, благо технологии позволяют. Хотя мне так же нравится писать музыку на акустическом фортепиано и исполнять её. На протяжении всех творческих лет я всегда стремился приобрести новые инструменты и прочие технологические достижения, особенно если планировал начать какой-то новый проект. В процессе освоения возможностей нового оборудования часто приходят в голову новые музыкальные идеи. Это всё так же помогает мне не повторяться в своём творчестве.
Правда был момент, когда стало появляться уж очень много новых синтезаторов, и к каждому требовался свой особый подход. В тот период у меня было очень много заказов, а графики очень сжатые. В конце концов, я решил не отвлекаться на особо глубокие эксперименты со звуком и сконцентрировался на композиции.
Сейчас я в основном занят созданием драматических музыкальных проектов (как например мой моноспектакль "Borrowed Time"), в которых можно сфокусироваться на смыслах, выразительности и непосредственном живом исполнении. Это весьма свежие перемены в моей творческой жизни. Но у меня всё ещё есть компьютерное оборудование для создания различных демок и оркестровых пьес.
В какой-то момент стало понятно, что колоритность звучания не пропадает, даже если изменить сам звук до неузнаваемости. Я думаю именно из-за этих экспериментов многие мои “электронные саундтреки” и имеют ту оригинальность, которую многие отмечают.
Акустическое фортепиано, электроскрипка (на которой великолепно сыграл мой друг Росс Левинсон), Prophet 10, Emulator 1, Oberheim, драм-машина и секвенсор (соединённые вместе). Записано всё было с помощью 2-дюймового 24-канального магнитофона и сведено на 4-канальный ½-дюймовый магнитофон от Otari. Микшировалось через пульт с простой автоматизацией.
В нынешнее время семплы очень сильно стали замещать оригинальное звучание. Ты уже частично высказывался по этому поводу и, несомненно, твои стремления именно к оригинальному звучанию. Скажи, как ты его добиваешься?
Я много лет использовал Fairlight CMI, но сейчас не работаю с таким оборудованием при создании музыки. Тогда я брал семплы различных инструментов, менял их и превращал во что-то иное для каждого нового проекта. Мне нравилось работать с натуральным звуком из различных источников, записывать и изменять его. В какой-то момент стало понятно, что колоритность звучания не пропадает, даже если изменить сам звук до неузнаваемости. Я думаю именно из-за этих экспериментов многие мои “электронные саундтреки” и имеют ту оригинальность, которую многие отмечают.
С саундтреком к Терминатору связана одна интересная история. Ходят слухи, что при записи того самого металлического пульса в главной теме ты бил сковородкой по микрофону. Если это так, то как тебе пришло такое в голову, и выжил ли после этого микрофон? Если же это миф, то, что это за металлический звук?
Мне хотелось создать мощный лязгающий звук, но наковальня выдавала слишком высокий тон. В конечном итоге я решил измолотить тяжёлую чугунную сковородку молотком и записать это на обычный микрофон. Во время записи этот микрофон ещё несколько исказил изначальный звук, и он получился ещё более впечатляющим.
В основном всех интересуют подробности относительно саундтрека к Терминатору, хотя у тебя есть и другие работы. Вполне возможно, что именно музыка к Терминаторам стала самым ярким моментом в твоей карьере. Видимо после этих фильмов ты навсегда остался “тем самым парнем, который написал саундтрек к Терминатору”. Как ты сам местами упоминаешь, после этих фильмов многие хотели, что бы ты в других картинах делал что-то подобное снова и снова.
Например, Линда Хэмилтон отказалась сниматься в Терминатор 3, потому что не захотела быть актрисой одной роли. Не ощущаешь ли ты чего-то похожего? Как ты в целом относишься к этому творческому периоду? Насколько он важен для тебя?
Я приложил все усилия, чтобы не заниматься самокопированием. Хотя ко мне пришла известность благодаря электронным саундтрекам, однако у меня написано так же немало разнообразных акустических и оркестровых работ. Даже саундтреки к обоим Терминаторам не похожи друг на друга. Моя главная задача заключалась в том, что бы выбрать в работу только определённые научно-фантастические фильмы и боевики. От части проектов я просто отказался, что бы не делать то, что я уже делал ранее. Работа над комедиями, драмой и различными телефильмами в свою очередь дала широкое поле для деятельности. Несмотря на то, что музыка к этим проектам гораздо менее известна публике, я очень рад этому опыту.
Впрочем, даже учитывая свой большой послужной список, я прекрасно понимаю уровень значимости той же темы Терминатора для публики. Безусловно, это то, что я очень ценю и за что очень благодарен.
Саундтреки к Терминаторам имеют просто невероятную атмосферу, которая создаёт идеальное погружение в картину. Сейчас уже совершенно непонятно, как эти фильмы могли бы выглядеть без музыки Брэда Фиделя. Музыка в первой части настолько пугающая, что слушать её, и смотреть на бледное искорёженное лицо Арнольда Шварценеггера было большим испытанием для моих нервов в детстве. Очень сложно отвечать на вопросы о любимых композиторах и произведениях, но, всё же, чем ты вдохновлялся при написании музыки к Терминатору? Не пугало ли тебя то, что выходило из-под пера?
Если честно, то я вдохновлялся самим фильмом господина Кэмерона. Это кино имело такой интересный сюжет и выглядело настолько хорошо, что ни какой другой музыки просто не требовалось. И вообще именно так я и привык чаще всего работать. Просто пропускаю картину через себя и смотрю, что получается музыкальное на выходе. Впрочем, стоит отметить, что, например, в работе над Правдивой Ложью, хорошим вдохновением послужила “Вестсайдская История” с танцевальной музыкой Леонарда Бернстайна.
Музыка во второй части Терминатора осталась на том же великолепном уровне, но сильно повзрослела, стала более драматичной. Скажи, написание саундтрека к Терминатору 2, это тоже была твоя война с машинами, или все машины уже работали тебя? По сравнению с работой над первой частью, какие изменения произошли в твоей студии? Какие синтезаторы ты использовал? Какую роль играл компьютер в твоей работе?
Вообще мне очень повезло в том плане, что вместе с приобретением композиторского опыта появлялось и множество новых технологий в музыкальной сфере. Это был очень захватывающий период, и я думаю, что мой восторг и азарт хорошо передались в музыку.
Появление миди и возможности синхронизации устройств, при построении основной композиционной структуры, были настоящей технической отдушиной для композитора. В целом это всё и сделало возможным появлением такой музыки к Терминатору 2. Частично же стоит отдать дань синтезаторам “Fairlight”, которые я активно использовал в то время.
Эти технические возможности позволили мне реализовать множество амбиций в построении звука, музыкальных размерах. И это при всём при том, что времени на всю работу было не так много. Сам фильм же постоянно менялся и улучшался по мере появления новых спецэффектов. Поскольку всю музыкальную структуру брали на себя компьютеры, у меня была возможность вносить какие-то корректировки вплоть до финала производства картины. Конечно, сейчас всё гораздо, гораздо проще. Однако тогда это было началом новой и важной эпохи в работе над киномузыкой.
После Терминатора 2 был длинный перерыв, не считая аттракциона T2-3D, после которого Джеймс Кэмерон покинул эту франшизу. Но, тем не менее… В 2003 году вышел Терминатор 3. Ты писал, что единственной твоей работой к тому фильму была какая-то помощь в компоновке музыки для рекламной кампании. А вот не так давно мы увидели Терминатора 4. Если мы правильно поняли, то предложений о написании полноценного саундтрека не поступало ни в том, ни в другом случае? Я припоминаю какие-то обрывки промо-акций, где МакДжи говорит, что нашёл тебя и разговаривал на тему музыки к новой части франшизы. Пролей окончательный свет на всю эту историю.
Я ещё никому не рассказывал этой истории, но с тех пор уже утекло немало воды, да и ты вот спросил… Так что вот как оно всё было (безусловно, это всего лишь моё субъективное мнение).
Я был в Мексике, занимался дизайном и строительством маленького сёрфингового отеля. Вдруг со мной связались мои агенты и сказали, что МакДжи хочет поговорить со мной на тему музыки к Терминатору 4. Для меня это было большим сюрпризом. Вначале пошли сомнения, ведь на тот момент я не работал в киноиндустрии уже 8 лет. Однако я согласился поговорить с ним, и у нас получилась тёплая беседа, наполненная энтузиазмом. МакДжи конкретно меня подкупил. Я согласился поработать, но сразу сказал, что не хочу бросать своё дело и улетать в Лос-Анджелес если он не настроен серьёзно, или собирается устроить лишь какое-нибудь прослушивание. Он сказал, что всё понимает, и они сами организовали мне встречу. Сначала мы посмотрели фильм. Потом я попросил прокрутить его без каких-либо черновых музыкальных набросков, и за что был очень благодарен.
Честно говоря, после этих просмотров я не был в полнейшем восторге от увиденного, но, тем не менее, был готов работать. Мы продолжили конструктивный диалог. С моей стороны последовало несколько вопросов и идей на тему того, каким образом музыка могла бы занять нужную нишу в фильме. Я нисколько не ругал фильм, а МакДжи оставался в дружелюбном настрое. После этой встречи он попросил меня остаться в Калифорнии и пообещал позвонить в ближайшее время. Это был последний раз, когда я с ним говорил. От него не было никаких звонков, а он не отвечал на мои.
На тот момент я был весьма шокирован... Вот, попробуй узнать у него, почему он решил так кинуть меня и даже не сообщить об этом. Мне до сих пор интересно.
В общем, я подождал несколько дней и в итоге улетел обратно в Мексику для окончания работы над моим проектом и с ещё большей уверенностью в том, что в своё время сделал правильный выбор - не работать больше композитором в Голливуде.
Чёрт возьми! Это настолько грустно и отвратительно! У меня слеза наворачивается… Не могу поверить в то, что с тобой так ужасно обошлись. Я не знаю… Мир просто перевернулся во мне.
Да, я понимаю твои чувства. Это была болезненная ситуация. Но, в конце концов, я сам виноват. Просто попался на соблазнении вернуться в киноиндустрию для работы с порядочным режиссёром, который ценит твой прошлый и будущий творческий вклад. Я не хотел прислушиваться к своей интуиции и попался.
Вообще, в действительности, с этой развлекательной индустрией всё нормально. Там много замечательных талантливых людей, которые заслуживают доверия. Мне повезло, ибо я трудился в этом потоке 25 лет, заслужил уважение и получал практически полную творческую свободу.
Был период, сразу после завершения производства Правдивой Лжи, когда мой внутренний голос подсказывал, что настало время двигаться дальше и искать новые творческие горизонты. Сначала было очень тяжело отпустить всё это. Но спустя 5 лет я смог принять окончательное решение, а этот инцидент с Терминатором 4 был лишь хорошим подтверждением того, что я сделал правильный выбор.
Если бы ты всё же писал музыку, скажем к Терминатору 4, где действие происходило в будущем, задумывался ли ты, какова была бы эта музыка? И, если бы всё сложилось удачно, попробовал бы ты что-то ещё? Или Терминатор 4, в любом случае, был лишь одноразовым мероприятием?
Я бы не хотел разводить гипотезы на тему музыки для этой истории в будущем. Есть люди, которые позаботятся об этой франшизе, а я желаю им только успеха. Я же очень рад, что мне довелось работать с Джеймсом Кэмероном над первыми двумя Терминаторами. Так же меня радует, что люди ценят мой вклад в эти фильмы.
Думаю, что Терминатор 4 действительно был бы одноразовым проектом. В любом случае, я чувствую свою связь с франшизой и понимаю, что очень многие поклонники оценили бы моё возвращение.
Сейчас, спустя много лет с твоей последней работы в кино, ты, несмотря на сёрфинг, не бросил музыку. Скажи, как выглядит твой музыкальный арсенал сегодня? Используешь ли ты сейчас какие-то раритетные аналоговые синтезаторы прошлого, такие как Prophet 10? Какой у тебя компьютер?
В моей студии стоит рояль, несколько компьютеров Apple, проектор и большой экран. Это прекрасное место с большим окном, через которое я могу наблюдать за огромными кедровыми деревьями.
Ты упоминал, что ушёл из киноиндустрии, но, в целом, открыт для интересных предложений. Джеймс Кэмерон больше не снимает Терминаторов, но недавно мы увидели его Аватар.
Аватар не тот проект, который тебя интересует? Предлагал ли тебе Джеймс работу над Аватаром? Как ты смотришь на своё участие в создании музыки к Аватарам?
Написание музыки для фильмов других людей не представляет больше для меня интереса. Это замечательная творческая работа и хорошие саундтреки вносят огромный вклад в фильмы, но я бы не хотел больше этим заниматься. Я был счастлив принимать участие в работе над Терминаторами и Правдивой Ложью господина Кэмерона, но Аватар был очень рад заценить как просто зритель.
Так как у нас сайт посвящён также музыке из игр, нам бы хотелось узнать, поступали ли тебе когда-нибудь предложения написать саундтрек к компьютерной игре? Как ты сам относишься к такой идее? Играешь ли вообще в игры? Если да, то, какие игры нравятся, и какая музыка тебе запомнилась?
Я не поклонник компьютерных игр (пока что).
Насколько тебе вообще нравится вселенная Терминатора? Как ты относишься к теориям о конце света и, в частности, захвату и уничтожению Земли машинами?
Мы часто сталкиваемся с выбором того, каким образом можно было бы скинуть свои человеческие задачи и ответственность на машины. Беда может подкрасться к нам незаметно, в то время, как мы отказываемся от живого взаимодействия друг с другом. Так же настораживает то, что машины собирают слишком много информации о том, что мы делаем, говорим, куда идём и т.д. Я думаю, что есть так же и другие варианты того, как получилось бы использовать дроны и другие машины, и при этом чувствовать меньше ответственности за убийства людей.
Если мы не будем осторожны, то события вселенной Терминатора могут стать для нас вполне реальными.
Мы знаем, что ты сочинил музыкальное сопровождение к логотипу Light Storm Entertainment. Я не помню где мог видеть этот логотип, видимо он довольно раритетный. Но вот какие-то ребята достали ролик из бонусных материалов с Правдивой Лжи. В этой звуковой дорожке я даже слышу какие-то отголоски из Терминатора 2, но, тем не менее, это твоя музыка?
Да, там звучит моя музыка. Изначально это одна из зарисовок, которые я делал непосредственно к Правдивой Лжи. Мы писали ту музыку с полноценным оркестром.
Многие игровые и кино-композиторы пишут так же сольные альбомы. Нет ли у тебя в планах написать сольный альбом? У нас нет возможности увидеть Терминатор 5 с режиссёром Джеймсом Кэмероном и композитором Брэдом Фидлом, но релиз твоего сольного альбома был бы одним из лучших подарков твоим поклонникам со всего мира.
Я продолжаю писать музыку. Правда в основном она представляет собой часть моих оригинальных проектов. Но вообще, вполне возможно, я напишу и выпущу какую-то отдельную сольную музыку, когда-нибудь.
Слушать саундтреки без картинки, к которой они написаны – дело вкуса. Я периодически могу вполне включить какой-нибудь Desert Suite, расслабиться и отдаться ностальгии. А ты не слушаешь порой так же свою музыку?
Честно говоря, очень редко слушаю свою музыку отдельно от фильма. В своё время я настолько усиленно вкладывался в то, что бы создать хорошее сопровождение для визуальной и сюжетной части фильма, что сейчас даже не представляю ценности этой музыки без самой картины. Есть правда несколько исключений, но по иронии судьбы, большая часть этой музыки никогда не выходила в массы. Например, музыка к Распутину, над которой я работал для HBO, или Эдем, который получил поддержку на фестивале Sundance, в области независимого кино.
Впрочем, кое-что из Правдивой Лжи приятно для прослушивания, например Escape from the Chateau.
Для меня тема сёрфинга совершенно незнакомая. В сёрфинге ты находишь отдых, а в музыке работу? Или эти два дела для тебя всегда будут равноценным творческим отдыхом?
Сёрфинг для меня был, прежде всего, той ступенькой, которая позволила переключиться с Голливуда на что-то новое. Мне он нравится за то, что при всей своей непосредственности, это большой вызов и немало испытаний на разных уровнях. Ты на волне, или нет. Становится очень ясным момент, когда ваш страх мешает вам совершить следующий шаг.
В искусстве же часто возникает вопрос, как это вообще всё работает. Так вот ты либо представляешь свои труды кому-то на рассмотрение, либо (иногда это бывает даже хуже) создаёшь что-то для себя, но тогда тебя оценивает самый крутой критик :)
Так же было замечательно выбраться на природу, после стольких лет проведённых в студии с этими машинами.
Сейчас у тебя есть новое музыкальное шоу "Borrowed Time". Планируешь ли ты приехать с ним в Европу?
Я был бы очень рад приехать с ним в Европу! К тому же я путешествую налегке. Во время выступлений мне требуется только проектор и рояль. Вы всегда можете быть в курсе дат выступлений через мой сайт (bradfiedel.net). Можно так же посмотреть трейлер моего шоу и послушать оттуда часть музыки.
Ощущаешь ли ты какую-то стагнацию в музыке? Скучаешь ли по тем временам, когда активно писал музыку для кино?
Не думаю, что присутствует какая-то стагнация. Иногда я слышу великолепный саундтрек к вдохновляющей картине и действительно скучаю по тем временам, когда был частью этого движения.
Напоследок, что ты можешь посоветовать юным музыкантам в их начинаниях?
Отыщите тот путь, к которому лежит ваша музыкальная натура, и придерживайтесь этого курса. Вкладывайтесь в свою работу настолько усердно, насколько это возможно. И не пытайтесь делать всё лишь на продажу, потому что всё вокруг постоянно меняется. К тому же, обычно публика в состоянии распознать фальшь и погоню за деньгами.
Мы горячо благодарим тебя за то, что уделил нам время. Мы ждём от тебя новых музыкальных работ в кино, или соло, но, в любом случае, желаем тебе крепкого здоровья и творческих успехов в любом деле.
Спасибо, что ты есть. Ты навсегда останешься в наших сердцах.
Большое спасибо тебе за эти вдумчивые вопросы и шанс поделиться своими мыслями.
Интервью подготовил Flamberg.
Есть что сказать? Комментируй!
Да, лично я взял довольно длинную паузу в этом деле. Хотя, отчасти по вине самого Фидла :)
Вопросы я ему отправил ещё год назад, но он в общем забыл совсем о них тогда.
Хочу отметить ещё несколько моментов.
Брэд вышел в сеть несколько лет назад и начал смотреть что вообще происходит вокруг плодов его творчества. Да, культовый статус своей музыки он в полной мере видимо распознал только лишь сейчас. Так вот он ведёт сейчас свою страницу на Фейсбуке, пишет не много, но всегда что-то интересное. Например из последнего мелькнула инфа о том, что он, послушав предложения поклонников, решил попробовать отобрать и выпустить ту музыку, которая так и не вышла в свет в своё время. Посмотрим что получится.
Сейчас он выступает со своим этим музыкальным стендапом, но до сих пор сидит где-то там у себя и особо никуда не ездил. Но я выяснил, что он более чем открыт к предложениям о том, что бы приехать в гости в Европу. Не уверен что его шоу сможет собрать большое количество зрителей, но лично я наверное попробую это дело у нас в Таллине организовать. Соответственно, если у кого-то и россиян возникнет такая же идея, то вот можно маэстро писать по этому поводу. Насколько я понял по предварительной информации, ему нужно небольшое помещение. рояль, да проектор.
В процессе подготовки этой беседы с композитором, я перелопатил ряд других инервьюшек с ним. Одно интервью было мной тоже переведено полностью. Перевод там черновой и местами не шибко литературный, ибо я переводил просто для себя. Но если кому-то интересно, то я его откопаю и могу выложить.
Если кому-то так же интересно, то Фидл чутка лукавит, когда говорит, что мол его не интересует больше работа в кино. Во всяком случае в некоторых иных беседах он оставляет эту возможность для себя, но с условием, что это будет очень хороший и независимый проект, которому можно будет доверять. Так что мало ли что, может и тряхнёт ещё стариной.
И вот ещё что. Как я погляжу, в последнее время такая тенденция назрела среди взрослых композиторов, которые раньше не дружили с интернетом, а сейчас потихоньку вылезают и смотрят чего о них вообще пишут. У меня уже есть на примете ещё люди и я буду пробовать их окучивать. Ну а если кто тоже хочет кого-то выцепить и побеседовать, то пробуйте! Возможно эти люди уже на связи.
>> Насколько я понял по предварительной информации, ему нужно небольшое помещение. рояль, да проектор.
Думаю ещё перелет, билеты, проживание. Ну и зрители, не за бесплатно же ему мотаться )
Зарегистрировался, чтобы сказать огромное спасибо за столь бесценный материал, в котором я восхищался ещё в далёком детстве.
ответитьВы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.
Или зайти через аккаунт любой соцсети.
- Информация о Brad Fiedel
Ещё статьи по теме:
SASDST 37
20 июня 2014, 00:22,