Мистическая музыка. Ретроспектива серии Myst.
Существуют такие игры, которые оставляют в воспоминаниях и душе след, остающийся с тобой навсегда. Что за след они оставляют, и почему вообще он остается? Причины могут быть разные. Это могут быть какие-то истории, необычный сюжет, геймплейные находки. Мне кажется, чаще всего это просто эмоции и атмосфера, в которую игры погружали игрока. Можно забыть сюжет, забыть саму игру, но помнить ту атмосферу.
В случае с игровой серией Myst, наверное, именно атмосфера и являлась ключевым фактором. Myst была серией игр в жанре квеста от первого лица, где игрокам приходилось путешествовать по невероятным фантастическим мирам, решая какие-то загадки для того, чтобы достичь своей цели. В играх никогда не объяснялось ничего об этих загадках и мирах. Игроку приходилось самому, наблюдая за происходящим, пытаться понять как функционируют эти миры и находящиеся в них существа и механизмы. В играх, конечно, были и персонажи (к слову, во всех частях, кроме последней, и ответвления Uru, они не являлись 3D-моделями, а были сыграны реальными актерами), и сюжет, но он не был сверхвыдающимся, и потому Myst, конечно же, помнят именно за миры, за глубокое погружение в их атмосферу, за те впечатления, которые игроки получали, исследуя загадочные и невероятно красивые локации.
Началось всё с далёкого уже 1993 года, когда братья Робин и Рэнд Миллеры выпустили разрабатывающуюся ими с 1991 года компьютерную игру в жанре графического квеста под названием Myst. Игра, созданная в скромных условиях, с низким бюджетом, чуть ли не "на коленке", стала образцом для создания приключенческих игр, и стала фундаментом для появления многочисленных клонов и развития квестов в подобном стиле. Однако среди них Myst оставался первым и самым лучшим. Неожиданный успех первой части позволил создать ещё четыре продолжения, превратив, таким образом, Myst в сериал. Оригинальная игра вместе со своими продолжениями разошлась по миру в количестве около 12 млн копий, и долгое время считалась самой продаваемой игрой. К тому же игра получила ответвление (впрочем, не слишком успешное) под названием Uru: Ages Beyond myst, и на моей памяти это был единственный в мире квест, который имел мультиплеерный режим.
Если описывать суть вкратце, то в каждой части игроку так или иначе придется помогать семейству человека по имени Атрус, обладающего неким умением (в игре его называют Искусство) создавать миры с помощью книг, прикоснувшись к страницам которых можно было переместиться в эти миры (в игре они назывались Эпохи - Ages), по которым и предстоит путешествовать игроку, чаще всего для того, чтобы остановить нехороших сыновей Атруса - Сирруса и Ахенара, либо же устранить последствия их злодеяний. Но тут, я пожалуй, остановлюсь, и не стану описывать сюжет. Лучше вам самим будет найти эти игры и поиграть в них. Перейдем к нашей основной теме.
Итак, миры Myst обладали своей атмосферой. Разнообразные, не похожие друг на друга, совершенно уникальные. Атмосфера задавалась не только визуальной составляющей, но и, естественно, звуками и музыкой. Вот о музыке у нас и пойдет речь. Тем более что к каждой части был издан официальный саундтрек. Начнём по порядку.
* * *
MYST
Первая часть Myst, как я уже говорил, вышла в 1993 году. Впоследствии она пережила два переиздания-ремастера с улучшенной графикой, но музыка изменений не претерпевала. За музыку в этой части отвечал Робин Миллер (Robyn Miller) - один из двух братьев-авторов этой игры. На фоне других частей, да и по прошествии лет, музыка звучит уже бедновато и немного блекло. Возможно, сказываются и условия, в которых игра создавалась, и тот факт, что авторы не рассчитывали на успех игры. Как бы то ни было, мы имеем то, что имеем - если брать исключительно техническую сторону, то весь саундтрек сыгран на синтезаторе. Конечно, иногда автор пытается имитировать живые инструменты, но их ненатуральность и синтетичность можно учуять за версту (впрочем, что ещё ждать, если даже звуки воды для игры были записаны чуть ли не в ванной дома у разработчиков). Официальный саундтрек насчитывает в себе 26 композиций общей длительностью в 41 минуту. Треки звучат в среднем полторы минуты. Самый короткий длится 39 секунд, самый длинный - две с половиной минуты. Выглядит не очень обнадеживающе. Однако все треки имеют множество общих черт, в итоге их небольшая длительность не так уж замечается и не способна повредить саундтреку. И дело тут не только в том, что все они имеют почти один и тот же синтезаторный звук, а в том, что музыкально они довольно близки.
Да, возможно сейчас саундтрек этот можно смело рекомендовать исключительно фанатам и тем, кого не отпугнет минималистичность композиций и небогатые аранжировки, однако внимательные слушатели поймут, что именно этот саундтрек задал, можно сказать, тон всей серии в дальнейшем. Во-первых, это прием стаккато, которым сыграно большинство тем. Во-вторых, это какие-то мелодические и гармонические ходы, отсылки к которым мы ещё не раз услышим во всех последующих частях. В-третьих, это (пускай и исключительно синтетическое в данной части) использование экзотических инструментов, перкуссии и струнных и духовых инструментов. Да-да, я хоть и говорил, что вся музыка сыграна на синтезаторе, но здесь он пытается изобразить живые инструменты, а не выдает сплошь "фантастические" и необычные звуки и электронные атмосферы, хотя, с учетом специфики игры и её визуальной составляющей, этого можно было бы ожидать. Однако же нет - эта музыка не эмбиент. Это оркестровки в синтезаторном исполнении. Именно так и никак иначе.
Собственно, большего я и не скажу. На что похожа музыка мне объяснить трудно, но что я могу сказать с уверенностью - с какой-то другой музыкой Myst я себе уже не представляю. И, повторюсь, уже саундтрек самой первой части задал рамки для музыкального рисунка и палитры всех последующих. Пускай он и звучит несколько простовато, он всё же имеет своё очарование и узнаваемость. Дальше же будет только лучше.
RIVEN: THE SEQUEL TO MYST
Продолжение Myst вышло только в 1997 году, спустя 4 года. Видимо, снова не рассчитывая на успех и дальнейшие части, игра была названа не Myst 2, вопреки логике и ожиданиям, а более витиевато - Riven: The Sequel to Myst. Впрочем, это можно объяснить тем, что Riven - это пятый мир, созданный Геном, отцом Атруса, имеющий в сюжете игры ключевое значение, и буква v в названии на логотипе выделялась как римская цифра пять. Вторая часть игры была шагом вперед во всем, начиная от технического исполнения и графики, и заканчивая музыкой. Автором саундтрека в этой части вновь стал Robyn Miller, и вот уже на второй части планка качества была задрана намного выше. Если саундтрек первой части распространялся изначально только по почтовым заказам через Cyan - студию разработчиков игры, то права на саундтрек второй части были куплены Virgin Records, поэтому Миллеру было необходимо сделать так, чтобы музыка на диске слушалась хорошо и в отрыве от игры.
Как говорил Робин Миллер в своих интервью, самым сложным для него было соединить линейную структуру музыки с нелинейностью игры. По его мнению, музыка не должна сообщать игроку ничего конкретного, в ней не должно быть нагнетающих моментов, пиков. Если бы она звучала так, игрок бы останавливался и начинал осматриваться вокруг, ожидая, что что-то происходит, когда ничего бы на самом деле не происходило. Поэтому автор старался избежать базовой структуры и развития музыки. Она должна была как бы все время течь, не меняя своего настроения, служить эдаким отражением окружения, а не действия. Иными словами, нужен был эмбиент. И этот стиль больше всего подходит к описанию того, что мы услышим на диске с саундтреком второй части игры.
В отличие от первой части, здесь появились настоящие акустические инструменты и живые звуки. Совмещая обычные инструменты друг с другом и электронными атмосферами синтезаторов, Миллер создавал приятные, и необычно звучащие композиции. Не обошлось и без общих тем и лейтмотивов. В нашем случае это тема Гена, тема Атруса, и тема Катерины. Всю игру они звучат то там, то сям, частями или полностью. Поэтому и слушая диск с саундтреком мы то и дело будем слышать знакомые мотивы, которые будут то уходить, то возвращаться, иногда обрастая новыми деталями, и меняя свою звуковую окраску.
Если саундтрек первой части задал некий неясный общий вектор музыкального развития серии Myst, то саундтрек Riven уже вовсю его отшлифовал и довел до логического продолжения. Конечно, музыка здесь звучит намного лучше первой части. Появление живых инструментов пошло музыке на пользу, да и сами синтезаторы не режут слух своей синтетичностью, а приобрели большую глубину и широту своего звучания. Субъективно, я бы мог описать разницу в музыке между первой и второй частями как переход от 2D к 3D, только в звуке.
Конечно, настроение во второй части изменилось. Музыка стала более размеренной, плавной, более атмосферной и какой-то отстраненной. Загадочные мотивы звучат с одной стороны знакомо, вроде каких-то привычных дальневосточных наигрышей, но вместе с тем как-то странно и необычно. Собственно, так Робин Миллер и описывал миры Myst, именно такое впечатление они должны были производить на игрока. Могу сказать, что в музыкальном плане у него получилось сделать то же самое.
В итоге, если саундтрек первой части я бы затруднялся однозначно советовать для прослушивания широкому кругу слушателей, то саундтрек Riven послушать можно уже всем желающим. Он очень красивый, необычный, чарующий. Он не похож на типичную фоновую музыку для квеста. Это не унылые незапоминающиеся оркестровки, и не просто эмбиентные абстракции, которые исчезают из памяти как только перестают играть. Даже если вы не знакомы с мирами игры, музыка Riven позволит вашему воображению нарисовать собственные, и наверняка останется у вас в памяти и ощущениях на долгое время, может даже на годы. В некотором роде, саундтрек второй части во всей серии остается уникальным. К следующим частям игры Робин Миллер музыку уже не писал.
MYST 3: EXILE
2001 год на дворе. В мире существует много игр в жанре квест самых разных мастей. Но тут выходит третья часть Myst, и снова показывает всем кто в жанре главный, сорвав различные награды, получив много положительных отзывов критиков, и став бестселлером в Северной Америке в течение недели после выпуска. Игроков ждало знакомство со старым знакомым Атрусом, преследование злодея, укравшего одну из книг Атруса, и раскрывавшаяся на протяжении игры интересная история этого злодея, которого, между прочим, сыграл актер Брэд Дуриф. Он согласился сыграть, потому что был большим поклонником Myst.
Ну и, конечно же, игроков ждала новая музыка. В сочетании с превосходной по тем временам графикой музыка производила непередаваемый эффект погружения в игру. А музыку к третьей части игры написал композитор Джек Уолл (Jack Wall). В отличие от практически безызвестного Робина Миллера, Джек Уолл в индустрии видеоигр композитор довольно именитый, написавший музыку не только к Myst, но и к таким известным играм как, например, Splinter Cell, Call of Duty и Mass Effect. Смена композитора, я думаю, объясняется тем, что третью часть делали уже другие разработчики, а именно Presto Studios, а издателем на этот раз выступила Ubisoft. Согласно заявлениям разработчиков, они желали "выйти за пределы сюрреалистичного стиля музыки, которую создал Робин. Она должна была ассоциироваться с Myst, но при этом быть характерной и уникальной". В возрастающей сложности компьютерных игр Джек Уолл видел возможность дать игрокам больше мощи с саундтреком, характерным для кинофильмов. При этом он прислушался к мнению разработчиков, которые хотели получить саундтрек, сильно отличающийся от предыдущих частей игры, но при этом узнаваемый как саундтрек в стиле Myst.
Размах в музыке третьей части действительно получился киношным. Для записи саундтрека был привлечен целый оркестр и хор. Помимо классических оркестровых инструментов, услышим мы здесь и разнообразные экзотические и этнические народные инструменты, и синтезаторы. Да, музыка здесь уже совсем не та, что была раньше. Подходы Джека Уолла и Робина Миллера к написанию музыки совершенно различны. Миллер считал, что музыка должна служить фоном, не привязанным к сюжетным событиям, в то время как Уолл, наоборот, считал, что музыка должна подчеркивать происходящее на экране, характеры и действия персонажей. Да и целый оркестр с хором - это вам не одинокий музыкант-композитор со своим синтезатором. Однако благодаря желанию авторов сохранить узнаваемое звучание Myst, всё получилось отлично.
Музыка не превратилась в "ещё один оркестровый киноподобный саундтрек". Конечно, такие саундтреки не плохие, но их вокруг так много, что в какой-то момент становится просто неинтересно их слушать, да и отличать их друг от друга становится всё тяжелее. К счастью, это не относится к музыке третьей части Myst. Саундтрек встречает нас эпичной главной темой. Настолько эпичной, что такого размаха ждешь от музыки для какой-нибудь голливудской ленты, наполненной экшеном, но никак не от размеренной и неторопливой квестовой вселенной Myst. Однако стараниями Джека Уолла музыка даже при этом умудрилась сохранить узнаваемые черты. Вот играет вроде бы знакомое стаккато, а что это? Диджериду? Перкуссия на фоне классического оркестра с хором, поющем на вымышленном игровом языке? А вот вроде бы проскакивают какие-то отголоски музыки из самой первой части игры!
В дальнейшем музыка, конечно, уже не будет такой. Остальные темы не излучают такое количество пафоса и эпичности, хотя на диске и имеется несколько коротких, довольно здорово нагнетающих паническую обстановку тем из некоторых сюжетных сцен игры. Отличие в сравнении с прошлой частью налицо. Это уже не аморфные эмбиентные зарисовки. Музыка здесь полна деталей, она блещет различными красками и переливается всеми цветами радуги, сочетая в себе различные инструменты, которые не ожидаешь услышать звучащими вместе. Сочетание инструментов, гармоний и мелодий рождает в итоге чуть ли не самый лучший за всю историю серии саундтрек. Слушая его, просто захватывает дух, даже если вы ни малейшего понятия не имеете о самой игре. Забудьте про то что это саундтрек - это в первую очередь музыка, и музыка совершенно особенная, похожую на которую не так-то просто и найти. Поэтому музыку Myst 3 я уже смело рекомендую послушать всем и каждому. Настоящее совершенство.
В 2001 году Джек Уолл за музыку к третьей части игры получил награду Game Industry News Readers Choice Award за лучшую музыку.
MYST 4: REVELATION
Время шло. Мир вокруг ускорялся, ускорялись и игры. Большую популярность приобретали экшены, в то время как неторопливые и размеренные квесты мучительно умирали. Несмотря на успех Exile, продажи его всё же оказались меньше, чем у первых двух частей игры. Разработавшая его Presto Studios закрылась, поэтому разработкой и изданием 4 части занялась одна Ubisoft. Композитором остался всё тот же Джек Уолл, который со своей работой для 3 части дал всем прикурить. Myst 4: Revelation вышла в 2004 году. На мой взгляд, это был пик игровой серии, на котором Ubisoft и стоило бы остановиться. Но, как мы знаем, к великому сожалению, эта фирма не умеет вовремя останавливаться. Но, о грустном позже. А пока что четвертая часть.
Она была прекрасна. Это настоящий пир для глаз и души. Как и в случае с предыдущими частями, сильной стороной Revelation была её визуальная составляющая. Картинка и правда поражала своей красотой, по прежнему использовались живые актеры в качестве персонажей, появились новые технические возможности, касающиеся перемещения, осмотра по сторонам, звукового и графического движка. К тому же игра стала первой игрой на PC, выпущенной исключительно на DVD-носителях. По мнению разработчиков, такой шаг должен был привести к популяризации DVD-ROM-формата в игровой индустрии, аналогично тому, как когда-то самый первый Myst привел к популяризации формата CD-ROM. Смысла делать CD-версию игры не было, так как уместилась бы она только на двенадцати компакт-дисках. Но и без этого игра занимала аж два DVD! Немало для квеста.
А что же музыка? С музыкой всё в порядке. Перекочевавший из прошлой части композитор Джек Уолл планку не уронил. Затрудняюсь сказать поднял ли он её выше, но, как бы то ни было, получилось точно не хуже, чем было в третьей части. В целом, структурно и в общем, музыка осталась той же. Она сохранила динамичность и чувства, которыми её наделил Уолл. Это всё такие же композиции с оркестром, хором и разными менее привычными инструментами. Нас все так же встречает грандиозная главная тема (наверное, ещё более эпичная, чем в третьей части), которая сменяется куда более спокойными и размеренными композициями, лишь изредка сменяющимися какими-то "сюжетными" отрезками. Изменилось разве что общее настроение музыки, что обуславливается и новым сюжетом, и новыми персонажами, и новыми мирами, в которых нам предстоит побывать. Но, в общем и целом, всё так же хорошо, поэтому саундтреки третьей и четвертой частей можно было бы рассматривать вместе.
Из необычного - есть на этом диске интересная хоровая композиция Welcome, напоминающая какие-нибудь народные песни, и сказочная хоровая же Enter Serenia, и немного зловещая, но всё равно очаровательная и волшебная Prison Level с вокалами, напоминающими о ближнем востоке. Вообще, в саундтреке 4 части стало больше вокала. Но при этом музыка всё равно осталась "в стиле Myst". Хотя, если подумать, трудно однозначно сказать в чем же этот самый стиль заключается. Однако же, когда вы слышите его, то сразу узнаете.
В 2004 году Джек Уолл получил награды от G.A.N.G. Awards за свой саундтрек к Myst 4 как "лучший саундтрек", "лучшее хоровое произведение" (за главную тему), и "лучшее живое исполнение".
Занятный факт - в 4 части игры при погружении игрока в мир снов звучит песня Curtains известного английского певца Питера Гэбриэла (Peter Gabriel). Это один из его старых би-сайдов. В саундтрек эта песня не вошла.
Myst 4: Revelation для меня лично останется последней и самой яркой частью серии. Подобный ей жанр квестов умер окончательно и бесповоротно, оставшись лишь в сердцах преданных поклонников жанра, в котором именно серия Myst занимала главенствующую позицию, и являлась законодателем моды. Музыка 3 и 4 частей Myst в настоящее время исполняется вживую на мероприятиях типа Video Games Live, где представлена своими главными темами, и это хорошо. Четвертая часть Myst стала последней, к которой Джек Уолл писал музыку. Впереди же нас ждет финальная номерная часть игры, и одно ответвление серии, к которым музыку писал уже другой человек.
MYST 5: END OF AGES / URU MUSIC
В 2003 году, за год до выхода четвертой части игры, вышло её ответвление под названием Uru: Ages Beyond Myst, который по сюжетной хронологии имеет место между четвертой и пятой частями. Это был квест во вселенной игры, который пытался усидеть сразу на двух стульях. В отличие от других частей, Uru был выполнен полностью на трехмерном движке, с трехмерными моделями персонажей вместо живых актеров. Игра велась уже от третьего лица (с возможностью переключиться на вид от первого), обладала кастомизацией внешнего облика персонажа. А ещё в неё можно было играть по сети, и вместе с другими приключенцами исследовать таинственные миры и решать загадки. Собственно, Uru стала первым в мире многопользовательским квестом, и получила широкую известность. Изначально Uru была задумана только в онлайн-варианте — Uru Live — но позже разработчики решили выпустить и однопользовательскую версию. В итоге она нашла гораздо более широкое признание, чем Uru Live. Локации, изначально предназначавшиеся только для онлайн-версии, позже поступили в продажу в виде двух дополнений к однопользовательской игре. Пятая часть Myst была сделана на точно таком же движке, разве что сохранила вид от первого лица, но на пользу ей это не пошло.
Пятая часть Myst вышла уже в 2005 году, на следующий год после Revelation. После запредельного качества (как минимум в визуальном плане) четвертой части, картинка пятой части оказалась несколько неожиданной. Графика была, скажем так, не фонтан по сравнению с визуальным великолепием (хотя и без полноценного 3D) прошлой части, хотя и очень старалась выглядеть красиво. И если вид от третьего лица в Uru ещё смягчал эффект, то в Myst 5 нам приходилось все модели персонажей и окружения, а также текстуры, рассматривать вблизи. Конечно, в целом все было не так плохо. На общих планах миры пятой части выглядели очень красиво, но при близком и пристальном рассмотрении периодически всплывали все огрехи перехода в полное 3D. На место живых актеров также пришли трехмерные модельки персонажей.
Разработкой пятой части, помимо Ubisoft, занимались Cyan Worlds - разработчики первых двух частей игры, и переход игры в полное 3D можно объяснить их желанием сделать что-то необычное, а не штамповать одно и то же, но с новой красивой оберткой, раз за разом. В пятой части миры стали более живыми, игрок не чувствовал себя совсем одиноким и покинутым в безжизненных Эпохах. Появились новые геймплейные элементы, новые возможности. Я не возьмусь говорить в лучшую или худшую сторону они повлияли. Myst 5 в любом случае стал завершением всей серии, и дальнейшего развития эти элементы и возможности получить уже не смогли.
Композитором Uru, а также пятой части Myst, выступил Тим Ларкин. Его саундтреки я объединил в один текст по одной причине - они не обладают какими-то однозначно выдающимися чертами и отличиями, по которым их можно было бы дифференцировать. Работы Ларкина для Uru и Myst в целом довольно близки (как близки, собственно, и сами игры), поэтому рассматривать мы их будем вместе.
Итак, из-за скромного бюджета, Ларкин не мог позволить себе нанять оркестр, поэтому вся музыка пятой части, за исключением трубы, на которой играл Ларкин, сыграна с помощью сэмплированных виртуальных инструментов и синтезаторов.
Что же из себя представляет музыка нового композитора в серии? Ближе всего она подходит к стилю Джека Уолла. Она динамична, ритмична, в ней постоянно звучат различные инструменты, звуковая и стилистическая палитра богата и разнообразна. При этом музыка не похожа однозначно ни на стиль Робина Миллера, ни на стиль Джека Уолла. В целом она не обладает такой уникальностью, какой обладали саундтреки предыдущих частей. Впрочем, композитор изначально и не собирался делать её похожей на то, что можно было услышать в прошлых частях. Конечно, в работе Ларкина встречаются свои интересные фишки, музыка совсем неплоха, однако, слушая её, нельзя однозначно сказать - да, это музыка вселенной Myst. И хотя в ней иногда и проскакивают знакомые мотивы или гармонии, она всё же остается тем, чем она есть - хорошей, хоть и не живой, но стремящейся к таковой, качественной, красивой музыкой. Да, это не музыка Myst, какой мы её помним и любим, и какую, быть может, мы ожидали бы услышать, но это не делает её плохой. Возможно, после грандиозных работ Джека Уолла, или особого авторского видения Робина Миллера, у меня были слишком высоки запросы и ожидания от нового композитора. Поэтому я не рискну однозначно оценивать музыку Uru и пятой части.
* * *
Вот и подошел к концу мой рассказ о музыке серии Myst. Как и некоторые другие игры (а иногда и целые серии), она обладает своим уникальным музыкальным сопровождением, без которого её невозможно себе представить, а, возможно, без которого её бы и не было. Саундтреки Myst занимают отдельное место в истории игровой музыки, как работы, умудряющиеся сохранять особый почерк при, казалось бы, совершенно обычном исходном наборе инструментов и задач, да ещё и в таком игровом жанре, как квест. К сожалению, время Myst прошло, но его музыка, которую можно с удовольствием слушать и переслушивать в отрыве от игры, ещё долгое время будет радовать уши и души своих слушателей. Я надеюсь что моё повествование заставит вас сдуть пыль со стареньких дисков, и вновь переслушать эти замечательные работы, и может даже перепройти игры, а если же вы ничего ранее не знали об этой серии, то хотя бы просто послушать её музыку, ведь она того стоит.
9 февраля 2015, 05:43, Zuzukin
Osiris 26
10 февраля 2015, 09:30,