Интервью с Томашом Двораком - создание саундтрека для Machinarium
Томаш Дворак, передовой чешский электронщик и инструменталист, а по совместительству художник и дизайнер, рассказал Game-OST о поиске звучания саундтрека к инди-блокбастеру Machinarium, устройстве своей студии и персональном подходе к сочинительству.
Когда и при каких обстоятельствах ты решил сочинять музыку? Какие исполнители оказали на тебя влияние? Можешь ли вспомнить какое-нибудь воспоминание из детства, связанное с музыкой?
Ну, я думаю, что был помешан на музыке уже с детства.
У нас был старенький кассетный магнитофон, я мог часами его слушать, пританцовывая с теннисной ракеткой и воображая, что это гитара! Мы устраивали с братом «такие» концерты, но вскоре ему это надоело. Мне – нет :-)
Позже я захотел освоить какой-нибудь инструмент, а поскольку у меня была одна из разновидностей аллергии, то родители посчитали хорошей идей использовать какой-нибудь будь духовой инструмент. Я хотел научиться играть на саксофоне, но поскольку не очень хорошо запомнил этот инструмент, то спутал его с кларнетом. Я начал учиться игре на кларнете и сейчас это очень важный инструмент для меня. Может именно поэтому моя музыка больше тяготеет к саундтрекам, а не к джазу...
Что касается музыкального влияния, то оно преимущественно от электронной или электроакустической сцены. Lusine, Beaumont Hannant, Arve Henriksen, Apparat, Vladislav Delay, AGF, Fennesz, Clark, Jon Hopkins, Burial, Black Dog, Riyuichi Sakamoto.... но на самом деле я слушаю и другие стили музыки. Больше всего я люблю искать интересных людей, невзирая на то, какой стиль музыки (да и искусства вообще) они используют. Miles Davis, Keith Jarret, Kayo Dot, Sonic Youth, Grizzly Bear, OTK, Deerhoof, Thom York, Mark Hollis, Bartok, Philip Glass, Steve Reich...
Я бы также хотел отметить Ханса Циммера. Его музыка для «Тонкой красной линии» открыла мои глаза для мира киносаундтреков. Я частенько возвращаюсь к этому исключительному диску.
Глупо спрашивать, была ли у тебя творческая свобода в работе над Machinarium или нет, потому что такая прекрасная музыка вряд ли может рождаться в неких рамках, но нам всё же интересно спросить, какие идеи относительно музыки высказывал Якуб Дворски на этапе пре-продакшена саундтрек. Насколько его видение в итоге совпало с финальным результатом? Приходилось ли тебе переделывать те или иные треки по просьбе Якуба?
Первым делом нужно было найти правильное «настроение» для саундтрека. Были попытки и ошибки. По большей части из-за того, что я хотел нечто мелодичное – что понравилось бы людям не только в контексте игры, но и как отдельные мелодии.
Саундтрек должен был быть абстрактным, давать место картинке и не быть раздражающим в случае многократного повторения… таким образом это был вопрос баланса между абстрактностью и мелодичностью музыки…
С Якубом мы пришли к выводу, что музыка должна быть достаточно угрюмой и «грязной». Использованные нами синтезаторы (достаточно «винтажные» и «шумные») лишь способствовали связи с миром роботов. Я даже одолжил некоторых динозавров у своих друзей: Roland SH01 или легендарный Korg MS10. Якуб всегда снабжал меня отличными идеями касательно музыки, что было особенно важно в начальной стадии работ над музыкой. Например, насколько я помню, он очень хотел радиошумов.-D Естественно, что самые первые треки были самыми сложными, ведь их назначением было задать атмосферный вектор для всего саундтрека… порой нелегко найти нужную атмосферу для сцены. У меня была просто бешеная возня со вторым уровнем, где, казалось бы, было всё супер просто. В итоге я создал 5 совершенно различных треков и только после этого подобрался к «правильному» варианту…
Якуб отвёрг лишь один трек. Я хотел использовать песню"Gameboy Tune", но на его взгляд она был слишком другой – счастливой и танцевальной.
Сколько заняла запись музыки для Machinarium? С какими трудностями приходилось сталкиваться во время работы? Весь ли материал вошёл в игру?
Примерно с января 2009 до момента выхода игры. До этого я никогда не работал над таким крупным проектом.
Трудности? Не считая того, что я уже отметил раньше, сложности были в поиске нужной атмосферы для каждой из локаций. Несколько треков так и не попало в игру. Хотя, часть из них хотя бы попало на радио! Я имею в виду ту головоломку, где надо найти станцию с музыкальным кодом – там вы и можете найти те неиспользованные мелодии, включая упомянутую выше"Gameboy Tune".
Расскажи о процессе создания музыки. Что ты делаешь, когда начинаешь создавать композицию с нуля?
Это не тот вопрос, на который легко ответить в двух словах. Но, если брать в целом, то я считаю, что важнейший аспект – это воображение. Иметь возможность представить в деталях то, что вам надо, как оно должно выглядеть и ощущаться. В данном случае я имею в виду не конкретную мелодию, а общее настроение саундтрека. Это то, чем я занимаюсь до того как возьму в руки инструменты или начну записывать ноты. Для меня это хорошее начало – как только я осознаю что нужно, то вектор моего движения становится ясен. Второй вариант – возможность ухватить этот загадочный музыкальный поток внутри себя, отдельный язык со своими диалектами, нотациями и акцентами. Исходя из своего опыта могу сказать, что как только вы попытаетесь его рационализировать и подвести под какие-то каноны, то всё пойдёт вкривь и вкось.
Какой софт и железки ты используешь в работе? На каких инструментах играешь? Когда ты начинал разработку музыкального стиля для Machinarium, ты занимался поисками каких-то новых живых инструментов и специфических VST-плагинов, или тебе хватило старого инструментария?
Сейчас я перешёл на Apple Logic. Часто моя музыка является экспериментом над звуком и поэтому нельзя не упомянуть Max/Msp. Это объектно-ориентированный язык, где вы, помимо разных вещей, можете написать свои алгоритмы обработки звука. Сначала я использовал его для своих интерактивных инсталляций, но потом обнаружил, что могу создавать в нём свои патчи. Я создал несколько «забагованных» плагинов для Pluggo (мои программистские навыки крайне низки), которые впоследствии использовал в некоторых своих треках. В любом случае я сильно огорчен тем, что Cycling74 закрыли дальнейшую разработку Pluggo…
Помимо этого в моей студии имеются некоторые важные акустические инструменты: фортепиано, кларнет, калимба, металлофон, аккордеон, губная гармошка и т.д…
У меня также есть Korg Z1. Это очень органичная штука, вы можете настраивать её как хотите, добиваясь интересного звучания. Результат, обычно, получается весьма неожиданным, поэтому я никогда не против покрутить лишний раз ручки для «уничтожения» звука.
Что касается плагинов, то я всегда стараюсь «держать руку на пульсе» всего свежевыходящего. Мне очень нравится направление развития бесплатных плагинов, таких как Smartelectronix – на мой взгляд, они оказали очень сильное влияние на электронную музыку.
Как только вышел Machinarium, люди стали меня постоянно спрашивать – какие именно синтезаторы и программное обеспечение я использовал? Но для меня это скорее сочетание каких-то вещей: цепочек плагинов или экспериментов с инструментами и последующей обработкой в секвенсоре / DAW. Даже синусоида (мой любимый источник звука, кстати) после соответствующих обработок плагинами уровня Frohmage получает совершенно новую окраску.
Какую музыку ты слушал во время записи Machinarium или ты предпочитаешь ничего не слушать в процессе работы? Были ли ещё какие-нибудь источники вдохновения, не связанные с Machinarium? Кино, живопись, фотографии? Якуб Дворски когда-нибудь присылал тебе конкретные музыкальные референсы - альбомы или отдельные треки тех или иных композиторов?
Я не думаю, что были какие-либо особо сильные композиции или группы, повлиявшие впоследствии на саундтрек. Якуб не высылал мне треков-примеров для саундтрека – видимо из-за того, что мир Machinarium достаточно необычный, да и мне итак была дана полная творческая свобода. В конце концов мы писали музыку не для рекламного ролика :-D
Что за история приключилась с изданием саундтрека Machinarium, почему на диск не вошли многие из игровых треков?
Работая над компиляцией саундтрека для CD я понял, что не все треки могут попасть в альбом. Даже не потому, что продолжительность пластинки станет очень большой. Скорее эти треки нарушат течение музыки.… Для меня было очень важно сделать определённую подборку мелодий в таком порядке, чтобы вы смогли насладиться саундтреком от начала до конца. Подобный саундтрек будет очень сбалансированным.
Таким образом, эти треки или нарушали настроение альбома, или ломали «течение» музыки. Лучшим вариантом было не включать их на CD.
Ещё я бы хотел заметить, что мы уже выпустили все интересные невошедшие в OST треки отдельным EP.
http://machinarium.net/blog/2009/11/22/free-machinarium-soundtrack-bonus-ep/
Трек из дебютного трейлера Machinarium не вошёл в игру из-за того, что эта композиция была использована в Questionaut для BBC?
Просто-напросто на тот момент у нас не было ни одной песни из Machinarium, правда :D
Ты отдаёшь предпочтение каким-то конкретным композициям из Machinarium?
Мне больше нравятся меланхоличные и унылые треки… Например, "Glasshouse With The Butterfly", "Elevator", "Castle" или "Clockwise Operetta".
Порядок композиций в официальном саундтреке отличается от игрового. Ты придерживался собственной музыкальной драматургии и потому нарушил хронологический порядок? Почему ты выбрал именно такой порядок, а не иной?
Я попытался сделать так, чтобы саундтрек был сам по себе.
Ты играешь в игры (кроме тех, что разрабатывает Amanita Design)? Какие из игр тебе запомнились с точки зрения музыки и звука?
Я дико извиняюсь, но я редко сижу за играми.
По большей части это из-за нехватки времени и неприязни к экранам. Именно по этой причине у меня нет телевизора дома – я постоянно нахожусь в студии и, насмотревшись там в монитор, у меня нет особого желания делать это повторно дома. Однако, благодаря Якубу и Machinarium, у меня появилась возможность удовольствоваться некоторыми интересными проектами. Например, такими, как Noby Noby Boy от Кеиты Такахаси или концептуальными играми уровня Blueberry Garden, с автором которой (Эриком Свангом) я познакомился на фестивале в Брэдфорде… Мне очень понравился PS3 проект Little Big Planet с её творческим подходом к геймплею.
Если тебе предложат написать музыку к игре и это будет не игра от Amanita Design, согласишься?
Почему бы и нет, если это интересный проект.
Насколько нам известно, твои треки выходили на таких культовых лейблах как Warp и Ninja Tune, а дистрибьютором твоего дебютного альбома в Европе был не менее культовый лейбл Ultimae. Тебе никогда не поступало предложений от таких "монстров" издать полноценный лонгплей или тебя не устраивают их условия?
ЭТО ПОЛНЕЙШЕЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ, я не выпускал ни одного трека на лейблах Warp или Ninja Tune. Если они предложат – это будет супер клёво! :D
Кстати, твой дебютный сольный альбом, он же единственный, вышел почти десять лет назад. Как обстоят дела с новой пластинкой? Ты ещё думаешь над концепцией или уже приступил к реализации? В каком стиле она будет выдержана?
Есть много причин почему он до сих пор не вышел, но поверьте – это не из-за того, что я не хочу его выпустить. В любом случае альбом уже в процессе создания. Вы можете послушать несколько песен из него на моём официальном сайте www.floex.cz. Это моя главная цель на текущий момент. Очень здорово, что после работы над Machinarium со мной на контакт вышли несколько интересных музыкантов. Только что я отправил одну песню итальянской группе из Милана, которая предложила мне сотрудничество. Мне очень нравится то, что они делают. Поэтому я надеюсь, что у нас выйдет толк.
Новый альбом будет решён в электроакустическом стиле. Возможно более глубокий и экспериментальный, но и более минимальный. Будут два основных инструмента – кларнет и фортепиано.
С кем из современных музыкантов, композиторов или исполнителей ты бы мечтал записать что-то совместное?
Хм… Действительно интересный вопрос. Чем я становлюсь старше, тем больше для меня важен персональный уровень этих людей. Недавно мне посчастливилось пообщаться с некоторыми такими личностями. И, конечно же, было бы интересно скооперироваться с одним из вышеперечисленных героев. Или хотя бы просто пообщаться.
Лузин (Lusine), один из моих любимых музыкантов, совсем недавно выступал в Брно. К несчастью, у меня был концерт на противоположной части Чешской республики и я не смог его повидать. Жаль, я надеялся выпить с ним пивка :D
Что из новой музыки тебе запомнилось больше всего?
В музыке я достаточно избирателен, однако, если я нашёл что-то интересное, то становлюсь просто одержимым этой группой. Буквально недавно я подсел на Grizzly Bear. Сначала я услышал их короткий концерт в Cemetery Gates и он оказал на меня просто волшебное влияние. Возможно из-за отличного взаимодействия музыки и пространства – там был просто чудесный звук. Именно благодаря этому я вышел на их студийный альбом.
Арве Хенриксен, один из моих любимых музыкальных героев, недавно выступал в Праге. Это был совместный концерт с Jan Bang. Я должен его отметить, поскольку это был один из самых «цепляющих» концертов в моей жизни. На мой взгляд, он достаточно неординарный человек и пишет оригинальную, глубокую, спиритическую музыку.
Спасибо за уделённое нам внимание и удачи в творчестве!
И вам спасибо!
Game-OST особо благодарит Владимира Торцова и Snowball Studios за организацию интервью.
Есть что сказать? Комментируй!
Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.
Или зайти через аккаунт любой соцсети.
- Информация о Tomáš Dvořák
- Machinarium Original Soundtrack
Ещё статьи по теме:
Пуха 14
18 декабря 2009, 21:40,