О кельтской музыке… вкратце.


Я думаю, каждый из нас за последние несколько лет посмотрел хотя бы один фильм в кинотеатре или дома. Если так, то наверняка мимо ваших взоров не прошла незамеченной трилогия-экранизация фэнтэзийного романа Толкиена «Властелин Колец». Доподлинно известно, что Толкиен при создании своей трилогии, а именно характеров, культуры народов населявших Средиземье очень многое взял из культуры кельтов, их танцы, музыку, даже язык. Создатели же кинотрилогии дополнили литературный материал недостающими аудио-элементами, которые, в свою очередь, справедливо позаимствовали у кельтов. Это лишь самый крупный пример использования кельтской культуры и музыки в кинематографе, есть и другие… Но всё же хотелось бы разобраться кто такие кельты и что у них за культура… и конечно, что у них за музыка такая.

Для начала немного истории. В первом веке до н.э. кельты населяли значительную часть западной и центральной Европы. Постепенно их язык, традиции и верования передались и другим народам, жившим в этом регионе. Слово "кельт" происходит от греческого "Keltoi", так нарёк этот народ греческий философ и историк Геродот. Кельты, которые населяли материковую Европу именовались галлами, а те, которые проживали на Британских островах, соответственно - бриттами.. В четвёртом веке до н.э. кельты вторглись в греко-римский мир, покорив северную Италию и Македонию. В 390 г. они совершали набеги на Рим, а в 279 г. дошли до Малой Азии. Цизальпийские галлы, населявшие север Италии, были завоёваны римлянами во втором веке до н.э. Трансальрийские галлы, занимавшие территорию современной Франции и Италии, были покорены Юлием Цезарем в первом веке до н.э. Собственно, этому периоду посвящена серия известных французских комиксов «Приключения Астерикса и Обеликса», которые теперь уже и экранизованы. В первом веке н.э. большая часть Британских островов перешла под владычество Римской империи, а кельты центральной Европы попали под власть германских племён. В дальнейшем вся история кельтского народа полна взлётов - расцвета государственности, искусства и падений - бесконечных завоеваний более могущественными соседями. В наши дни кельтские традиции и язык сохранились в провинции Бретань (западная часть Франции), Уэльсе, Шотландских островах и Ирландии. Если говорить о Новом Свете, то к регионам, подвергшимся кельтскому влиянию, можно отнести США и Канаду, а именно регионы, в которых обосновались переселенцы из вышеуказанных стран, преимущественно из Ирландии.

Примечательно, что на фоне последней популяризации кельтской музыки возникает непонимание. Дело в том, что большинство музыкантов и композиторов используют в своем творчестве лишь отдельные элементы кельтской музыки, как то: старинные ритмы или мелодические фигуры, экзотические тембры или нестандартные структуры. Поэтому современный слушатель зачастую склонен принимать за кельтскую музыку все нестандартно звучащее. Музыкальные специалисты, исследователи кельтского этноса и культуры, безусловно, отметят определённые различия в музыке различных кельтских районов, но для подавляющего большинства людей, в том числе и нас с вами, музыка разных кельтских групп будет звучать очень похоже, для нас обнаружится больше сходства, чем различий. Поэтому рассмотрим кельтскую музыку в общем, как единое целое.

Какие же инструменты используются при исполнении кельтской музыки? Примечательно, что в кельтской музыке используются как обычные классические инструменты, так и национальные, причем со всего мира. Давайте рассмотрим наиболее распространённые.

Скрипка является, без сомнения, одним из главных инструментов в кельтской музыке. Часто в нотах и литературе она фигурирует под старым народным названием Fiddle (но практически все исполнители используют обычный классический инструмент). Техника игры тоже обычная, хотя существуют оригинальные исполнительские приемы. Например, некоторые ноты берутся так, что смычок задевает и соседние струны. Этот прием довольно прост в исполнении именно на скрипке, создает яркий эффект, и, разумеется, невозможен на флейте или волынке.

Флейта используется почти исключительно продольная, деревянная, с шестью отверстиями и восемью клапанами. Ее диапазон достаточен для большинства исполняемых мелодий, а тембр более "сермяжен", если выражаться коротко. В ансамбле может быть использовано несколько флейт, одинаковых или разных размеров.

Tin Whistle - металлическая блок-флейта, тембр жестковатый.

Волынки и Uilleann pipes устроены одинаково - мешок с воздухом. При игре воздух под давлением локтя музыканта выходит через специальную дудочку и издает звук. Можно одновременно играть мелодическую линию и "органный пункт" на какой-либо ноте. Существует много разновидностей волынок, некоторые имеют по два и больше педальных звуков. Волынка устроена так, что должна звучать непрерывно, поэтому ее нельзя использовать во всех жанрах.

Bombarde - близкий к гобою инструмент, требует значительных дыхательных усилий, поэтому на нем исполняются только отдельные фрагменты пьесы, используется только в ансамбле с другими инструментами.

Melodeon - небольшая гармоника с диапазоном в полторы октавы с двумя басовыми клавишами, соответствующими тонике и доминанте.

Кнопочный аккордеон особого устройства - с двумя рядами клавиш, диатоническими и на полтона выше. Впрочем, в кельтской музыке недиатонические ноты используются только в мелизмах.

Squeeze - семейство инструментов наподобие гармошек.

Банджо - пятиструнное и четырехструнное. Банджо - инструмент африканского происхождения, в современном виде появилось в США, и, естественно, не применялось в средневековых ансамблях. Тем не менее, исполнители старинной кельтской музыки решили включить банджо в традиционный состав, решив, видимо, что это не будет противоречить духу музыки.

Гитара - классическая, акустическая, но существует несколько альтернативных видов настройки.

Мандолина - широко известный народный инструмент, кроме нее, может использоваться мандола (на квинту ниже) и мандочелла (на октаву ниже).

Bouzouki - так называемая греческая гитара с двойными струнами (как на мандолине) и с различными видами настройки.

Арфа - существует несколько разновидностей кельтских арф. Это небольшие инструменты, которые при игре могут ставиться на колено. Арфы с нейлоновыми струнами имеют более традиционный тембр, но некоторые исполнители предпочитают металлические струны, которые дают необычный колоколообразный звук. Характер музыкальных партий кельтской арфы совершенно иной, чем у классической. В основном, она играет мелодические линии, часто в унисон с каким-нибудь отличающимся по тембру инструментом - скрипкой или флейтой.

Hammered dulcimer - трапециевидный корпус с натянутыми сдвоенными струнами, по которым бьют легкие молоточки. Звук похож на арфу, цитру и им подобные инструменты.

Bodhran - ирландский народный инструмент, схожий с барабаном. Кроме того, имеются большой барабан Lampeg, и Bones (короткие деревянные палочки - можно сравнить с испанскими кастаньетами и русскими ложками).

В качестве басового инструмента используется обычный контрабас.

Существует большое количество жанров кельтской музыки, но объяснять особенности каждого из них – дело неблагодарное, потому как особенности жанра можно объяснить, только используя музыкальную терминологию. Думаю, это будет не совсем уместно в рамках данной статьи. Лучше уж я приведу примеры исполнителей, которые исполняют кельтскую музыку. В общем, судя по отзывам любителей кельтской музыки, всем кто ей интересуется, но не знает с чего начать, рекомендуется послушать следующих товарищей: небезызвестная Enya, потом Loreena McKennitt, Miriam Stockley, Jan Garbarek, группа “Calverley”, Michal Hromek, группы "Clannad” и "Lyra", Nicholas Gunn, группы "Prayer" и “Capercaillie”, а также Tony McManus.

Что касается темы более близкой нам, любителям игровой музыки, то со своей стороны очень рекомендую обратить внимание на композиторов Ясунори Митсуду и Нобуо Уематсу. Оба японцы, но каждый из них начал последовательно вплетать в свою работу элементы кельтской музыки. Квинтэссенцией работы первого является великолепный альбом Kirite, написанный к одноименной книге Масато Като, а примечательной работой Нобуо является аранжированный в кельтском стиле альбом Final Fantasy IV Celtic Moon. Также, бесспорно заслуживают внимания аранжированные альбомы серии Genso Suikoden, а именно, Genso Suikoden Celtic Collection I, II и III. Эти альбомы были созданы при участии целой группы композиторов в составе Мики Хагасиро (Miki Higashino), Мичиру Ямане (Michiru Yamane), Кеико Фуками (Keiko Fukami), Масахико Кимура (Masahiko Kimura), кроме того, в работе над первыми двумя альбомами были замечены резиденты Konami Kukeiha Club. На мой взгляд, это наиболее достойные альбомы целиком исполненные в этом направлении, и желающие приобщиться обязательно должны уделить им внимание.

Если поступят пожелания, более развернуто рассказать о кельтской музыке и её месте в игровой индустрии и мировой музыкальной культуре, я обязательно постараюсь представить более полный материал на эту тему. Однако опасаюсь, что придется сначала завести словарик музыкальных терминов, где дать определения основных музыкальных понятий: размер, темп, октава и т. д. Думаю из этого материала вы сможете почерпнуть начальную информацию о кельтской музыке.

В заключение, хотел бы заметить, что данная заметка не претендует на высокую музыкальную грамотность, не является серьезным анализом – это просто сжатое представление основных сведений о музыкальном направлении – кельтская музыка. Посему, прошу строго не оценивать и не ругать за огрехи.

При составлении данного материала были использованы источники:

Статья Павла Живайкина «Стили популярной музыки. Кельтская музыка-1» в журнале «Звукорежиссер» №4 за 2003 год.

Информация сайта http://bretagne.celtic.ru/

Информация сайта www.celticmusic.com

Материал подготовил: Mars





Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.





    Ещё статьи по теме:

Популярное