Тенденция многих значимых игр последнего времени — музыкальное сопровождение электронных корней. Серия шутеров Battlefield разрывает динамики шумовым электро-индастриалом скандинавского происхождения, урбанистические биты и пульсирующие секвенции в стиле берлинской электронной школы аккомпанируют угонам и ограблениям в Grand Theft Auto V, а стильная краут-электроника подчеркивает мир и историю кибер-триллера Watch Dogs. Game-OST.ru составил список из четырнадцати самых ожидаемых саундтреков этого года, попутно предположив, как много проектов коснётся мода на электронный саунд.
Пять лет — срок. Вот уже пять лет Акира Ямаока не работает в Konami, не пишет музыку к играм серии Silent Hill и в целом, можно сказать, находится в свободном плавании (формально является старшим композитором в Grasshopper Manufacture, но по факту озвучивает и сторонние проекты). Пора подводить промежуточный итог. Статус звезды — есть. Ямаоки стало неприлично много на публике, он гастролирует с музыкой из «Сайлент Хилла», создаёт собственную группу, но при этом разменивается и на весьма сомнительные мероприятия — словом, больше шума, чем дела. Невероятное влияние в индустрии — тоже есть. Ямаока критикует японский рынок видеоигр и засматривается на инди, выражая симпатий проектам вроде Limbo и Deadlight, и вот уже авторы последней нанимают композитора для работы над большим инди-эксклюзивом для PlayStation 4 — речь идёт о Rime. Музыки, при этом, давно уже нет. Выведут ли Ямаоку инди-игры из творческого застоя — вот главный вопрос.
Oddworld: Abe's Oddysee – New 'N' Tasty
Римейк знакового платформера времён первой PlayStation получит обновлённое музыкальное сопровождение от Майкла Бросса, композитора и саунд-дизайнера, остававшегося верным франчайзу Oddworld последние пятнадцать лет. Оригинальные эмбиентовые саундскейпы Abe's Oddysee с вкраплениями этники и тёмной электроники написала Эллен Мейджерс и её опыт, кажется, не забыт — судя по превью, Майкл Бросс с любовью воссоздаёт технические и мелодические ходы коллеги, а как мы знаем, он всегда любил и успешно применял эксперименты с этно-электроникой и раньше. Главное, чтобы не подкачал сам римейк.
Survarium
Нельзя обойти стороной и проект бывших создателей S.T.A.L.K.E.R., несмотря на то, что портфолио композитора Владимира Савина пока не внушает особого доверия — в английском языке подобное творчество называют generic music, т. е. примерно «ни о чём». Понятно, что вся прикладная музыка на постсоветском пространстве в первую очередь спотыкается на вопросе относительно качества. Однако стоит помнить, что саундтрек к оригинальному S.T.A.L.K.E.R. был подчёркнуто лоу-файным, что не помешало ему завоевать сердца игроков. Поэтому главное переживание связано не с тем, чтобы музыка Survarium звучала дорого и «как у всех», а с тем, сможет ли она поддержать атмосферу игры должным образом. Хватит ли композитору и студии Vostok Games смелости расширить стилистические границы «музыки для пост-апокалипсиса», немного отойти от чистого эмбиентового звучания? И если да, то удастся ли вытянуть новый концепт на должный эмоциональный уровень? Оглядываясь на музыкальный опыт «Чистого неба» и «Зова Припяти», а также на две игры серии Metro, хочется заметить, что этим играм не удалось как расширить должным образом музыкальные границы пост-апокалипсиса, так и остаться на одном уровне со звуковыми ландшафтами «Тени Чернобыля». Хочется верить, что авторы Survarium сделают правильные выводы, а композитор вложит в работу все свои таланты и умения.
Этот ролик озвучен композицией Владимира Савина, написанной не для Survarium, однако она полюбилась игровому сообществу и разработчики не исключают, что могут включить её в саундтрек к игре.
Samorost 3
Включать в подобный список очередное творение Томаша Дворжака — читерство. Дворжак вообще не тот музыкант, чьё творчество можно поставить даже под малейшее сомнение — всё, чего он добился и чего заслужил — целиком и полностью награда за его яркий и безоговорочный талант. Samorost 2 и Machinarium — главные работы чешского композитора на игровом поприще. Их знает весь мир, их слушают даже далёкие от мира игр люди. Можно гадать, какой будет музыка Samorost 3, можно посмотреть тизер игры и сделать первичные прогнозы на основе увиденного и услышанного, можно… Можно, но ничего этого не хочется. Это не имеет никакого значения. Samorost 3 — тот редкий случай, когда всё понятно заранее и без лишних слов.
Armikrog
Как и Samorost 3, Armikrog входит в тот пул независимых игр, одна мысль о которых согревает душу. Без некоторых разъяснений, впрочем, не обойтись. Armikrog — это сиквел культового квеста The Neverhood, но без лицензии на название и персонажей оригинала — все соответствующие права остались у издательства Electronic Arts, которое со свойственной жадностью не углядело коммерческого потенциала в продолжении и никак не поддержало дизайнера Дугласа Тен Нэйпла. Сменив вывеску, слегка подкорректировав вселенную и персонажей (главного героя теперь зовут не Клэймен, а Томминавт, однако знакомые черты проглядываются невооружённым взглядом) и, собрав требующуюся для разработки сумму через «Кикстартер», Тен Нэйпл приступил к реализации сиквела, попутно позвав в команду других ключевых персон, ответственных за оригинал. В их числе — не особо нуждающийся в представлении великий фолк-музыкант Терри Скотт Тейлор. Так что, вздохните спокойно — музыка Armikrog в надёжных руках. К слову, два года назад, прощупывая почву перед выходом на Кикстартер, Тейлор и Тен Нэйпл выпустили альбом и комикс The Return to the Neverhood!, инспирированные вселенной Neverhood. Если пропустили — для вас это будет небольшим сюрпризом.
Dreamfall Chapters: The Longest Journey
Ещё один амбициозный квест, более чем успешно профинансированный через «Кикстартер», и единственная игра в нашем списке, имя композитора которой держится в секрете. Однако, оглядываясь на прошлый опыт игр Dreamfall, нужно заметить, что за ними стоят ответственные персоны, готовые ответить за свой выбор. В этом смысле неважно, вернётся ли прошлый композиторский состав с сохранением музыкальной стилистики предыдущей игры серии, или разработчики выберут иное музыкальное направление и пригласят новых музыкантов. Действие Dreamfall Chapters будет разворачиваться в двух параллельных мирах — Старке, антиутопичном будущем Земли, и Аркадии — его магическом мире-двойнике, и в этой связи интересно, какие музыкальные решения будут применены к двум различным сеттингам.
Alien: Isolation
Находящиеся в затяжном кризисе игры по лицензии «Чужого» ждёт основательная встряска. И это не пустые слова — сай-фай хоррор Alien: Isolation ещё не успел выйти, но уже приковал пристальное внимание общественности и попортил немало нервов журналистам и фокус-группам — высокая сложность и атмосфера, очень близкая оригинальной картине Ридли Скотта, сделали своё дело. Похоже, что в успех студии The Creative Assembly поверили и держатели лицензии на «Чужого», создав весьма любопытный прецедент в игровой индустрии: они доверии разработчикам права на музыку оригинальной киноленты и партитуры покойного Джерри Голдсмита, чтобы те смогли перезаписать оригинальные темы, адаптировав и расширив их до нужд интерактивного проекта. Вдохновлённые таким доверием, саунд-дизайнеры Alien: Isolation арендовали для перезаписи тот самый оркестр National Philharmonic Orchestra, который исполнял музыку Годсмита для оригинального «Чужого», и, как поговаривают, в его составе до сих пор играют ветераны того времени.
Секретный Science Fiction проект с музыкой Йеспера Кида
Это не Mass Effect 4 и вообще ни разу не сиквел, но совершенно точно — новая консольная IP для Xbox One и PlayStation 4. Это и интригует. Проблема Йеспера Кида, самого передового и модного игрового композитора, в том, что окончательно закрепившись в статусе «Ханса Циммера от видеоигр», его постигла примерно та же участь — он перестал удивлять. Перестала удивлять его музыка, перестал удивлять его выбор проектов. Поймав золотую жилу и записав свой самый популярный саундтрек (Assassin’s Creed II), он принялся адаптировать выработанный стиль к месту и не к месту. Фэнтези-экшн Darksiders II? Электроакустика! Зомби-хоррор State of Decay? Электроакустика! Серия Borderlands (уже выпущено две номерных части, в производстве — так называемый «пре-сиквел» и третья часть — и тоже с музыкой Кида)? Мысль понятна; и это не называя проектов поменьше, а также работы в кино и на телевидении. Тяжело констатировать, но экспериментатор, постоянно находящийся в поисках свежего звучания и нередко открывающий на этом поприще новые горизонты, последние годы топчется на месте. Возможно, в этом виновато однообразие самих игр и печальная тенденция перепроизводства бесконечных сиквелов. Так или иначе, таинственный сай-фай, анонс которого состоится на E3 2014, возможно заставит отказаться способного композитора от порочной практики самокопирования.
Wasteland 2 и STASIS
Легенда игровой музыки Марк Морган ранее уже пытался вернуться в индустрию, но безуспешно. За десять лет она сильно изменилась, прежние контакты растерялись, а старые подходы к сочинению музыки утратили актуальность. О не очень удачном результате работы над «Аллодами Онлайн» теперь принято не вспоминать, в Need for Speed: Shift по старой памяти композитору дали выполнить совершенно незаметную, черновую работу. Все попытки воссоединения с франчайзом Fallout оказались тщетными, а амбициозная Prey 2, музыку для которой вместе с Морганом сочиняли Джейсон Грейвс и Джереми Соул, отложена на неопределённый срок и, может быть, никогда не выйдет. Но за тёмной полосой наступает светлая. И в этом году гарантированно точно выходят Wasteland 2 и STASIS, первая — сиквел культовой постапокалиптической RPG, вторая — изометрическая сай-фай адвенчура. Оба проекта успешно профинансированы через «Кикстартер», оба будут иметь коллекционные издания с саундтреками Марка Моргана. И там и там, по словам композитора, мы услышим истинный дарк-эмбиент в лучшем виде и с применением аналогового синтеза — в Wasteland 2 универсальный набор композиций для различных ситуаций (и более минималистичный саунд, чем в Fallout), а в STASIS — упор на тематическую музыку. Давно мы тебя не слышали, Марк, ох как давно!
Destiny
Mass Effect деградировала. Dead Space прикрыли, Halo стала рядовым явлением. В этом свете, Destiny — самая ожидаемая и амбициозная научно-фантастическая игра последнего времени. Амбициозен и её саундтрек. Марти О'Доннелл, автор эпических оркестровых саундтреков к Halo и все последние годы — старший композитор Bungie (недавно по неизвестной причине уволен советом директоров; имеет долю в компании), работал над музыкой к игре не только вместе с постоянным коллаборатором Майклом Сальватори, но и с приглашённой звездой — Сэром Полом Маккартни. До сих пор музыкантов такого уровня приглашают в игры эпизодически и лишь засветиться с каким-то незначительным количеством музыки, чтобы потом с гордостью выстроить на этом PR-компанию. Но Bungie не из таких и точно знают, чего хотят. Не секрет, что Маккартни является одним из самых серьёзных саунд-продюсеров и мультиинструменталистов, а большие симфонические произведения сочинял ещё в девяностых. Его талант и собственное музыкальное видение явно впишутся в эпический масштаб вселенной Destiny. Уже заявлено, что к игре будет выпущен музыкальный приквел Music of the Spheres — альбом, композиции которого будут посвящены каждой планете во вселенной игры.
Quantum Break
Похоже, что прославленная финская студия Remedy ввязалась в очередной долгострой. С момента релиза Alan Wake прошло уже четыре года, а Quantum Break всё ещё не спешат показывать публике. Известно лишь, что это будет смесь Alan Wake, Max Payne и фильма Inception. Звучит диковато, но эти парни знают, что делают. Так или иначе, автор музыки к Alan Wake Петри Аланко снова с нами, и это интригует. Время показало, что Аланко — наиболее выгодный для Remedy композитор — он так же нетороплив, но и в той же степени основателен. Долгие сроки разработки играют его музыке на руку — он любит перезаписывать, улучшать и доводить до совершенства. Будем надеяться, что и в случае с Quantum Break у него будет достаточно времени.
Far Cry 4
Ubisoft — одна из тех компаний, что дают композиторам творческую свободу, подчас заново раскрывая их таланты. Ubisoft позволили Йесперу Киду как угодно обращаться с электроникой в историческом сеттинге, что привело к созданию одного из самых впечатляющих саундтреков в истории видеоигр. Другой пример — Far Cry 3, где Брайан Тайлер был не похож сам на себя. Отойдя от классического оркестрового звучания, он ударился в эксперименты с этнической музыкой и пост-роком — именно это и позволило по-новому взглянуть на его творчество. Теперь на вахту заступает автор музыки к фильмам «Траффик», «Драйв» и «Только Бог простит»Клифф Мартинез, и к чему приведёт его сотрудничество с Ubisoft одному Богу известно. Но учитывая, что в ресурсах Far Cry 3 был найден фрагмент музыки «Заражения» того же Мартинеза, можно смело предполагать, что на электронику в Far Cry 4 композитор не поскупится.
Watch Dogs
Когда вы будете читать этот текст, Watch Dogs уже будет лежать на прилавках магазинов, а Интернет бурлить о её противостоянии с Grand Theft Auto V. Никакого противостояния на самом деле нет, но точек соприкосновения у двух игр немало, хотя нас интересуют только музыкальные параллели. Интересно, что и Grand Theft Auto V и Watch Dogs имеют сильные связи с ретро-электроникой. Rockstar Games, пребывавшие под впечатлением от «Вора» Майкла Манна, пригласили лидера великой краут-рок группы Tangerine Dream Эдгара Фрезе возглавить работу над музыкальной дорожкой Grand Theft Auto V. Ubisoft в свою очередь наняли более молодого и менее известного Брайана Райтцелла, который, впрочем, давно сходит с ума по краут-року и ретро-звуку в целом, и, например, в качестве музыкального продюсера фильмов Софии Копполы протаскивал в их саундтреки композиции Вангелиса и Клауса Шульце. Не очень понятно, как именно Райтцелл попал в поле зрения Ubisoft, ясно лишь, что неведомая сила отвела от проекта очередных протеже Ханса Циммера — и это само по себе замечательно.
Гейм ОСТ жив? Гейм ОСТ жив! А по теме печально что немалая часть проектов это кикстартер, а значит неизвестно выйдут игры или нет. Другие игры какие то неинтересные.
>Выведут ли Ямаоку инди-игры из творческого застоя — вот главный вопрос. <
да, с одной стороны ост Killer is Dead жжжжег напалмом! Но Акира-сан в нем буквально пяток треков написал, остальное - ноунейм ребята. Я , в отличие от, люблю его саунды к сх зиро, схх и шадоус оф зе дамнед. Сдэтчер тоже был хорош, а дальше как-то он забил по сути. Вот шикарный трек он написал к ивенту по трагедии - землетрясении - а дальше все, годноту не помню (кроме разве что Black Knight Sword. Странный там музон, с приколами. )
Да про Сайлент Хилл и любовь к поздним саундам уже неприлично вслух говорить! :)
Ты мысль не улавливаешь. Всё, что Ямаока делает для последних проектов - это всё очень неплохо в контексте самих проектов, но надо же понимать, что игры Суды - это треш, концептуальный треш, но именно что треш - яркие дешёвки с примитивным геймплеем. И сама по себе работа над такими проектами - это скорее наказание, чем реальное творчество. И музыка там соответствующая - тупое месиво. Ямаока был ценен тем, что делал музыку европейского уровня, а теперь он делает такую же муру, как его японские коллеги, и качество соответствующее.
Я хоть и считаю, что Ямаока слился в канализацию, но понимаю, что именно карьера так повернулась (с одной стороны стал мега-звездой, с другой - работает над трешем) и он заложник своих проектов, что мозги у него слава Богу ещё на месте и в той же Shadows of the DAMNED он старался изо всех сил (и из всех поздних треш-проектов Суды это был действительно самый интересный и сделанный с душой). Так что он правильно делает, что ищет работу на сторне, какие-то там инди-игры. Если какой-то из инди-проектов хорошо выстрелит, его начнут звать на более престижную работу и, быть может, он попрощается с Судой (хотя это мечты).
1) "Суда - треш" Не совсем. Конкретный треш пошел с Но Мо Хирос и дальше (за исключением "камерного" по настроению Шадоус оф Дамнед) Читать мою статью-ретроспективу Суда-игр тут: www.old-games.ru/articles/56003.html Вообще, из грассхопер когда ушел дизайнер Акихира Ишизака и композер Масафуми Такада, Суда стал хипстерским брендом с проектами собранными из чего угодно. Директор Киллер из Дэд, кстати, не сам Суда, а чел который в Сайлент Хилл 4 анимации монстров делал.
2) А на престижной работе Акира сможет снова себя раскрыть ПО ПОЛНОЙ? Или так и будет продолжать...
>а теперь он делает такую же муру, как его японские коллеги, и качество соответствующее. < А что с коллегами.. Вообще, в 90е и начало 2000х яп. композеры ОЧ много годноты выдавали. Сейчас, все же, меньше.
Я видел, достаточно талантливое видео. Тем более фильм продюсирует Бекмамбетов и определённый уровень качества этот факт доказывает. А Мартинез просто очень дешёвый и посредственный композитор (шутка ли, за всю карьеру он не сделал больше одного фильма с одним и тем же режиссёром (кроме известных двух), а "Хардкор" очень толковый проект сам по себе, даже если не брать в расчёт то говно, над которым брался работать композитор до этого.
Arrakis 11
27 мая 2014, 21:57,