Интервью с Мэттом Ульменом о создании саундтрека к Torchlight II
Привет Мэтт! 2 года прошло с нашего последнего разговора. Наконец-то вышел Torchlight 2 и это хорошая причина снова пообщаться.
Наверняка каждый, слушая твою работу для сиквела Torchlight, думал «Чёрт возьми, да эта музыка ДОЛЖНА быть в Diablo III». Саундтрек многое почерпнул из Diablo II, её музыкальную структуру и даже фирменные фишки вроде ударных с глубоким эффектом эха. Был ли этот шаг ответом на музыку Diablo III?
Даже несмотря на то, что у проектов один и тот же жанр, а большинство композиторов, включая меня, используют схожие жанровые идеи, думаю здесь достаточно много различий между двумя тайтлами для опровержения утверждения, что Torchlight II – это ответ Diablo III. Так уж случилось, что некоторые ходы (перкуссия с эхом) мне просто нравятся и, наверняка появятся в будущих проектах, невзирая на жанровую принадлежность.
Torchlight II значительно больше своего предшественника. В чём была разница между проектами с точки зрения композитора и саунд-дизайнера?
Основная разница заключалась в масштабе проекта, его разных локациях, а также чередовании городов и подземелий. Всё это нужно было отразить и подчеркнуть музыкой. Звуковой дизайн должен был покрыть ещё больше материала. Помимо 4-х персонажей обоих полов и около сотни уникальных монстров, в Torchlight II присутствуют дюжины и дюжины уникальных анимаций, требующих специфические звуки.
Какие ты использовал референсы для саундтрека?
Хороший вопрос, он так редко попадался мне в последних интервью! Я хотел ухватить дух классической музыки Великой депрессии 30-х годов – Бартока, Барбера и Мессиана. Несколько величайших оркестровок с минималистичной палитрой появились в те времена. Я думал сфокусироваться на этом материале, исключив духовую секцию из сессионных записей.
Уже не первый раз ты работаешь с Братиславским симфоническим оркестром. Сначала были записи для Diablo II: Lord of Destruction и WoW: Burning Crusade, а теперь, впервые, очередь дошла и до Torchlight. Какие инструменты ты записал? Сколько времени это заняло и сколько материала в итоге получилось?
Мы записывали строго струнную секцию, перкуссию и клавишные. Причём, если ничего не путаю, запись клавишных и арфы втиснули между сессиями струнных и перкуссии. У меня было две основных цели. Первая, очевидно, записать музыку для саундтрека в чистом виде – ей стали большая часть «городской» музыки, а также заглавная тема. Вторая – обеспечить себя материалом для библиотеки сэмплов, чтобы потом использовать его уже в своих секвенциях. Медленные элегические сэмплы, лёгшие в основу темы города Enclave – это пример второго подхода. Мы справились с задачей в течение 24-х часов, а поскольку материал был весьма простой и удобный для записи, то нам удалось записать несколько вариаций партитуры длительностью около нескольких часов.
Что ты думаешь о Братиславе? Наверняка у тебя есть какая-нибудь неожиданная и весёлая история, случившаяся там? Да и вообще, в какой европейскую страну ты хотел бы рвануть?
Братислава просто очаровательна, а изменения, прошедшие за дюжину лет с моего первого визита поразительны. С одной стороны здорово видеть, что Дунайский район превратился в столь ухоженный уголок для туристов, а у словаков появился фешенебельный сектор города. С другой стороны сложно не почувствовать того, что Братислава подрастеряла свою индивидуальность и теперь больше смахивает на любой европейский городок средних размеров. А так я сильно привязан к центральной Европе. Моя бабушка по материнской линии родилась там, где раньше была Чехословакия, и я всегда тяготел к этому региону и здешней культуре.
Как происходит процесс записи оркестра для треков, которые в конечном итоге будут также иметь электронную составляющую. Пишется ли в начале демка с проработанной электронной частью и сырым сэмплерным оркестром, который во время записи глушится или у тебя какой-то иной способ?
Нет, я никогда не делал демок во время работы с оркестром. А в этот раз я вообще не использовал никаких отсылок к MIDI! Чем больше я работаю с оркестром, тем больше понимаю, что мне нужно просто написать материал, расставить правильную пунктуацию и темп, а потом передать партитуры моему дирижёру Кирку и его ребятам-инженерам – пусть они дальше делают свою работу. А делают её они очень хорошо, уж поверьте.
Ты известен своей любовью к использованию оригинальных электронных звуков и инструментов в ситуации где они, только на первый взгляд, могут показаться неуместными, но в итоге это добавляет музыке те необходимые полутона, которые отделяют просто хорошее произведение от действительно выдающегося и оригинального. В Diablo 1 и 2 были электрогитары в роли детских воплей в подземельях, электропиано в пустыне и синтезатор Korg в джунглях... Torchlight 2 следует этой традиции и то, что во второй половине трека Sphinx мы слышим нечто очень напоминающее звуки улиц из Blade Runner, а в некоторых треках будто даже какие-то отсылки к саундтреку Lucifer Rising Кеннета Энгера, не может не радовать. Как происходил поиск таких решений - ты просто швырял все в стену и смотрел, что прилипло и/или это результат каких-то оригинальных источников вдохновения, помимо материалов по самой игре?
Это великие референсы! Я обожаю саундтрек к «Бегущему по лезвию» и считаю, что «Люцифер» был первым саундтреком Джимми Пейджа на пике его силы. «Швырнуть всё в стенку» - отличное выражение. Иногда мясной, под большим количеством эффектов, звук работает превосходно. Иногда он делает всё рыхлым и расфокусированным. Никогда не знаешь, пока не проиграешь микс. Иногда тебе нужны цимбалы, иногда оркестр на 100+ музыкантов, а порой микс из того и другого.
Torchlight II по праву получил отличные оценки прессы. Если бы в разработке был Torchlight III как бы ты подошёл к написанию саундтрека? Сделал бы его более многослойным и глубоким или попробовал что-то совершенно новое?
Возможно, мы увидим дополнение. Честно говоря, я совершенно без понятия. Сейчас наши программисты будут сильно заняты портированием игры на Мак, поэтому команде сложно прокомментировать чем мы будем заниматься дальше. Я работал над двумя дополнениями WoW, Lord of Destruction и Burning Crusade, и оба раза сильно уводил музыку от оригинального звучания. Если мы будем делать дополнение, я попытаюсь сменить направление. Скорее всего сделаю сильный упор на струнные текстуры, добавив яркости медными и деревянным духовыми с насыщенным быстрым темпом.
Что ты думаешь о проделанной работе? Тебя всё устраивает или же ты что-то хотел бы поменять, будь у тебя больше времени?
В целом мне понравилось, как музыка сидит в игре. Если бы я снова занялся саундтреком, то немного поднял бы темп на всех треках. А ещё я потратил бы чуть больше времени на музыку третьего акта. Но в остальном мне нравится как оно всё звучит.
Вы отлично постарались, выпустив саундтрек лимитированным тиражом (кажется, 25 экземпляров) для поклонников на Facebook, а потом выложив альбом в цифровом виде для бесплатнго скачивания. Ты не думал о возможности выпуска альбома на физическом носителе большим тиражом? Или, к примеру, спецтираж на виниле. Так поступили ребята из Amanita Design со своим Машинариуом. Пластинки, кстати, очень быстро разошлись.
Я бы хотел заняться релизом на виниле, но как и всё, что я делаю, я хотел бы сделать это хорошо. А шансы того, что у студии найдутся ресурсы на выпуск исключительно промо-релиза весьма скользкие. Помимо этого, мастер копия под винил отличается от CD-версии, а значит нужно найти время на создание отдельного микса.
Сейчас с каждым годом количество новомодных бибилиотек титанических размеров и размахов растет в геометрической прогрессии, но, как ни странно, никакого особого всплеска новых идей и просто хорошей оригинальной музыки в игровых саундтреках не наблюдается. Считаешь ли ты, что необходимость иметь в своем арсенале самые последние библиотеки ведущих производителей, с сотней слоев round-robin на каждую ноту и последней ревизией легато-скриптов, переоцененной и что вся эта гонка вооружений лишь отвлекает талантливых молодых композиторов от концентрации внимания на чем-то более важном, художественной части трека, самой музыки и ее оригинальности, в то время как состоявшиеся композиторы, имея такие инструменты и возможность очень быстро накрутить "эпичный голливудский звук" и уложиться в абсурдно жесткий дедлайн, по художественной части становятся менее требовательными к себе?
Я думаю здесь всё в комплексе… Многообразие – главный враг любого композитора. Выработка своего стиля требует определённых жертв, но стоит потраченного времени и некоторой потери комфорта. Опять же, я всегда стараюсь помнить, что у И.С. Баха было двадцать детей и основная работа в качестве школьного учителя, что не мешало писать ему музыку. Вся база находится у нас в голове.
Если не брать в счет твой самый первый саундтрек к Justice League Task Force, то все остальные работы написаны для фэнтези-RPG. Однако в одном из твоих относительно недавних интервью ты говорили, что не прочь поработать с чем-то совершенно новым, упомянул даже в качестве примера диаметрально противоположный всем предыдущим работам фильм "Китайский Квартал". Прилагаешь ли ты какие-то усилия в поиске таких проектов?
Я хотел бы попробовать работу в других жанрах. Учитывая, что Runic может отойти от фэнтези, такая возможность мне может представиться. По крайней мере, мне понравилось, как наши художники вплели в мир Torchlight элементы стимпанка. В будущем я буду двигаться туда же, куда и Runic, неважно, каким будет это направление. Я искренне надеюсь на очень долгую карьеру (как у Джерри Голдсмита, к примеру), и предположу, что в таком случае мне удастся исследовать совершенно другие, не похожие друг на друга жанры.
Если бы кто-нибудь сказал, что у тебя есть уникальная возможность создать один акустический и один электронный инструмент твоей мечты - какие это были бы инструменты?
Для акустики это была бы вариация на базе гигантской гитары-арфы или молоточкового дульцимера, возможно фортепианного типа. Что касается электронной версии, то я хотел бы что-нибудь в духе старого доброго Buchla или ARP, но с современным цифровым управлением. Само собой со встроенным точным аналоговым дилеем и старомодным пластинчатым ревербератором в качестве базовых эффектов.
iTunes, Amazon и прочие сервисы цифровой дистрибуции отхватили большую долю рынка. Продажи музыки в цифре растут, а CD превращается потихоньку превращается в динозавра, как это произошло с винилом. Что ты думаешь о ситуации в целом и какой формат предпочитаешь?
Мне нравится удобство цифровых форматов, а MP3, сжатые с битрейтом выше 160 кбит, звучат превосходно. Но я также люблю старый добрый винил за то, что его можно подержать в руках. Эппл и Амазон, конечно, монополисты, и я не в восторге от этой ситуации.
Какую музыку ты слушал недавно? Посоветуй несколько альбомов из твоего свежего плейлиста!
Я всегда был консерватором в плане поиска новой музыки и это исключительно моя вина. Именно поэтому я рад каждому новому проекту – он заставляет меня искать источники вдохновения. Под конец проекта у меня возникает чувство, что весь мой мозг посвящен поиску изъянов в моих собственных работах.
И, несколько советов для новичков школы игровой музыки!
Когда ты молод и всё только начинается, то кажется, что у тебя нет ничего, кроме бездны свободного времени и идей. Однако, с возрастом ты понимаешь цену свободы и жаждешь её сильнее всего. Поэтому, в какой бы фазе вы не находились - наслаждайтесь ей.
Мэтт, мы здесь в холодной России любим тебя, потому что наше детство прошло под эгидой Diablo, а Diablo и твоя музыка неразрывны. И мы любим тебя ещё сильнее, поскольку музыкально Torchlight II сильнее, глубже и умнее, чем его конкурент. Мы с нетерпением ждём твоих новых работ и хотим тебя поблагодарить за потраченное на наши глупые вопросы время :)
Я всегда наслаждался теплотой и миролюбием славян, а некоторые вопросы интервью мне показались очень интересными – мне их давно не задавали. Спасибо за то, что потратили на них своё время! И я очень польщён, что вам понравилась как игра, так и саундтрек.
Есть что сказать? Комментируй!
Спасибо, парни. Некоторые технические вопросы были от MoozE'а, ему тоже часть респектов )
ответитьПрикольно вышло, спасибо. Только вот на бОльшую часть моих вопросов он, по-моему, очень как-то размыто ответил :\ Я почти ничего нового не узнал из того, что хотел... но в любом случае, оч хорошее интервью.
ответитьИли он просёк, что с него трясут ноу-хау, или наоброто подумал, что здесь технические моменты никому не нужны )
ответитьКстати, у нас продается уже бокс саундтреком на CD, непонятно только апконверт это или нет.
ответитьО, здорово что сказал, уточнюсь у 1С-Софтклаб. Если всё окажется ок, то у нас ещё один эксклюзив :)
ответитьВы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.
Или зайти через аккаунт любой соцсети.
- Информация о Matt Uelmen
- Torchlight II - The Original Soundtrack
Ещё статьи по теме:
Delerium 5
26 ноября 2012, 02:28,