Хоббит: Нежданное путешествие Музыка из фильма
The Hobbit: An Unexpected Journey - Original Motion Picture Soundtrack
Композиторы | Говард Шор |
Издатель | WaterTower Music |
Тип релиза | Музыка из фильма - Официальный релиз |
Формат | 2 CD - 26 треков |
Дата релиза | 11 декабря 2012 |
Музыкальные стили | Classical / Classical: Orchestral Music / Classical: Symphony |
Ожидаемое путешествие
— Доброе утро!
— Что вы хотите этим сказать? Просто желаете мне доброго утра? Или утверждаете, что утро сегодня доброе — неважно, что я о нём думаю? Или имеете в виду, что нынешним утром все должны быть добрыми?
— И то, и другое, и третье. И ещё — что в такое дивное утро отлично выкурить трубочку на воздухе. Если у вас есть трубка, присаживайтесь, отведайте моего табачку! Торопиться некуда, целый день впереди!(Хоббит, или Туда и Обратно)
Вся жизнь Толкина да несколько лет сверху - именно столько добирался до читателя толкиновский мономиф “Сильмариллион”, который в качестве побочного эффекта когда-то породил сагу “Властелин Колец”. Ну а знакомство со Средьземельем для читателя началось с невинной шалости - сказочки “Хоббит”, которую Толкин ради шутки написал для своих детей, обильно черпая из собственного, тогда еще не законченного и бесконечно далекого от публикации “Сильмариллиона”. Рукопись Толкин хранил очень небрежно, и быть бы ей утерянной в груде преподавательских бумаг профессора, если бы не друг семьи, книгопечатник Стэнли Анвин, который прочитав “сказочку” пришел в дикий восторг и выбил из ворчливого Толкина лицензию на издание. Джон Рональд Руэл Толкин, конечно, на следующий день не проснулся знаменитым, но продажи незамысловатой истории про хоббита Бильбо были чудо как хороши для небольшой компании Анвина, и он заказал Толкину, как этом модно сейчас говорить, сиквел. “Властелин Колец”, ставший прямым продолжением “Хоббита”, едва не разорил Анвина на стадии издания (отчего огромный фолиант искуственно разрезали на три книги), а написание саги отняло у автора целых 20 лет. Остальное вы знаете уже сами. В общем и целом, принято считать, что путешествие Толкина на вершину пантеона мировой классики началось именно с издания “Братства Кольца”, и “Хоббит” все эти годы оставался несправедливо забытым в тени своего возвышенного трехкнижного собрата.
На фоне таких масштабов, девять лет, прошедшие с момента последней экранизации Толкина, право, сущий пустяк. И в этот раз режиссер саги о Фродо, фильма про большую обезьяну и просто хороший парень Питер Джексон решил воздать должное книге, с которой в буквальном смысле начиналось Средьземелье. Странным было бы видеть приквел “колечной” трилогии без фирменных атрибутов серии: на месте тёплая цветовая гамма, атмосфера сказки, необычный и крайне удачный подбор актеров и, слава Эру, Говард Шор. С последним у Джексона возникли нешуточные тёрки на съёмках Кинг Конга, и обезьяна раздора едва не оставила Средьземелье без своего самого талантливого менестреля. К счастью, пронесло. В итоге симфония “Неожиданное Путешествие” сторицей окупает всё выказанное Шору доверие и, как нам кажется, большой музыкальный бюджет. Автор рискует предположить, что для мира не только саундтреков, но и академической музыки вообще новая пластинка Шора рискует вновь стать очень громким и освещаемым событием. И, надо добавить, что воплощенные в жизнь огромным оркестрам ноты, которые словно бы сбежали из Мглистых Гор и Заселья, заслуживают этого сполна.
Великое это благо — назойливые, упрямые друзья, не позволяющие тебе навеки уйти в гробовое молчание.
(Дж. Р.Р. Толкин - Письма)
Говард Шор не стал сильно заморачиваться над потрековым делением, и, совершенно не глядючи на специфику, попросту написал симфонию почти на два часа. То есть фактически мы имеем симфонический концерт в два отделения с антрактом на коньячок. Неплохо, правда?
Учитывая, что перед нами саундтрек к театральной версии первого из грядущей трилогии фильма, который будет идти примерно два с половиной часа, а также приняв во внимание, что это не Complete Recordings, следует признать - объем проделанной работы просто колоссален. Конечно мы понимаем, что значительная часть треков и лейтмотивов уйдет в сиквел и триквел “Хоббита”, тем не менее перед нами, наверное, самый объемный саундтрек к голливудскому фильму в этом году. Но количество далеко не всегда означает качество. К счастью, к “Хоббиту” это не относится.
Шор, опять же, не стал выделываться и логично продолжил стилистику, заданную во Властелине Колец, правда в слегка более веселом и живом ключе. Всё-таки Хоббит - это мрачноватая и поучительная сказка, а не тяжеловесный древнескандинавский эпос. Огромный оркестр, торжественные хоралы, скрипичные соло - всё на месте. Более того, Шор умудряется даже воссоздавать литературные хитрости Толкина в своих мелодиях! Одним из самых интересных литературных приемов во Властелине Колец, и совсем немного в Хоббите, является так называемое вплетение. Это когда читателя начинают погружать в мифологию мира на уровне обитателя придуманной вселенной. То есть никаких пояснений фактически не дается. Однако, человек, прочитавший "Сильмариллион" или внушительные приложения, спокойно узнает ту или иную легенду, а также ее контекст. Причем истории никогда не подавались Толкином в лоб. Они были либо вплетены в безумно красивые песни и поэмы, либо буквально парой фраз мелькали в диалогах персонажей.
Схожим занимается и Шор, когда вплетает столь знакомые нам мотивы из Властелина Колец в полотно “Хоббита”. Тему Заселья или Мордора перепутать с чем-либо невозможно, однако они либо звучат в исполнении совершенно других инструментов и иначе аранжированы, либо вообще появляются в мелодиях на пару-другую секунд. Зато ощущение ностальгии и цельности цикла от таких приемчиков накрывает слушателя, аки крылья Назгулов. То есть ты попросту берешь и покрываешься гусиной кожей. В последний раз нечто подобное удавалось испытать от переигровки темы Morrowind в трейлере Skyrim, так что эффект вы себе теперь представить в состоянии.
Новые композиции и лейтмотивы, меж тем, большим сюрпризом для зрителей не станут. Заглавную тему Misty Mountains засветили еще в самом первом трейлере, причем как в оркестровой, так и в вокальной версии. Обе они остались неимоверно крутыми. Если же смотреть на музыку в целом, то она стала быстрее, мощнее, Шор больше начал напирать на хор, и в этот раз упор шел не на духовую секцию, а на струнные. К примеру, тема майа-истари, надзирателя за природой Радагаста Бурого (Карего, какого угодно, в зависимости от дурновкусия переводчиков), налегает на звонкий скрипичный мотив, а Некроманту досталась полная угрозы и громких голосов музыкальная громада, под стать будущему Барад-Дуру. Ну а приключение Бильбо начинается с задорнейшего, почти танцевального темпа. Какой трек не упомяни - он по-своему индивидуален. И мы даже не будем бередить фирменную черту Говарда Шора, как фаната Толкина - каждая мелодия для любой ситуации фильма словно бы сошла со страниц книги и попала прямо в нотную тетрадь. Ради эксперимента попробуйте как-нибудь почитать “Хоббита” под обозреваемый альбом - получите такие впечатления, что у вас пластинка из плейлиста еще пару тысячелетий вылетать не будет.
Помимо небольшой смены акцентов, музыка приобрела большую... скажем так, пластику звучания. Благодаря чему она действительно слушается именно как симфония, а не просто как набор очень красивых, но изначально подкартиночных треков. Порой бывает сложно заметить когда кончается очередная композиция и начинается другая, настолько “Хоббит” является единым целым.
А вот песни - это соверешнно отдельная тема. В первом фильме, если конечно верить саундтреку, нас ждёт только Misty Mountains (Мглистые Горы), однако сразу в двух невероятно мощных версиях. Первая - поэма в сокращении непосредственно от Торина Дубощита из фильма. Вторая, эстрадная адаптация от новозеландской звезды Нила Финна. Кавер Финна интересен помимо измененных слов еще и очень необычной, можно сказать, нео-бардовской манерой исполнения и строения мелодии. В любом случае это как минимум заявка на Оскар, и надо заметить вполне достойная.
Спору нет, если ищешь, то всегда что-нибудь найдешь, но совсем не обязательно то, что искал.
(Хоббит, или Туда и Обратно)
“Вот я и дома”, - наверное сказал Говард Шор и улыбнулся, откладывая готовый лист последней партитуры. Как же всё-таки здорово, что очередное музыкальное путешествие по Средьземелью только начинается, и нас, фанатов и слушателей, ждёт как минимум еще два столь искренних, интересных и цельных альбома. Ну а пока что “Неожиданное Путешествие” получает свои заслуженные 11.3 из 10. Мы же всё-таки в сказке, верно?
Shai Khulud
Говард Шор говорит о «Хоббите»
11.12.2012 2993
Хоббит: как писались звук и музыка
26.11.2012 3200
Рецензия на саундтрек Хоббит: Нежданное путешествие
18.11.2012 2526
30 минут музыки "Хоббита"
14.11.2012 3021
Саундтрек "Хоббита" выйдет в двух версиях
04.11.2012 3168
«Хоббита» запишут в 128 каналах?
02.05.2012 3691
Говард Шор: Туда и Обратно
21.12.2011 3203
1 | My Dear Frodo | ||
2 | Old Friends | ||
3 | An Unexpected Party | ||
4 | Axe or Sword? | ||
5 | Misty Mountains – performed by Richard Armitage and The Dwarf Cast | ||
6 | The Adventure Begins | ||
7 | The World is Ahead | ||
8 | An Ancient Enemy | ||
9 | Radagast the Brown | ||
10 | Roast Mutton | ||
11 | A Troll-hoard | ||
12 | The Hill of Sorcery | ||
13 | Warg-scouts |
CD 2
Есть что сказать? Комментируй!
Оценка саундтреку балла на 4 завышена, имхо.
На мой взгляд, если оценивать саундтрек как музыку в отрыве от фильма (который мы еще не видели) - это просто хорошая музыка. Отлично оркестрованная - что естественно.
Однако наиболее заметные темы пришли из оригинального Властелина. И много воды сверху.
Отсюда и удельная масса и продолжительность всего саундтрека.
А рецензия интересная.
Посмотрим как будет с фильмом.
Соглашусь, все запоминающиеся темы - старые, в остальном саундтрек очень понравился. В сольном прослушивании очень цельно выглядит. Интересно, кстати, как обстоят дела в коллекционном издании, ведь там и треков поболее. Неужели их тоже красивым образом поклеили?
Я бы саундтреку 9-10 поставил. Работа очень качественная, комфортно слушается и наверняка в фильме отлично сидит. Плюс, в кои-то веки настоящая симфония, живая и эмоциональная
Я заметил как минимум три ярких лейтмотива:
Тема Гор
Соло в теме Радагаста
Тема варгов (волки такие, а не опечатка)
И это за вычетом солидной части песен.
И не понимаю претензии про "воду". Это нормальная симфония, камон. Музыкальные оммажи и различный темп звучания здесь обязательны для цельности и основательности.
Музыка, кстати, тот редкий для меня случай, когда рассматривается исключительно в контексте разве что книги. Это блестяще сделанный саундтрек именно к Хоббиту и именно к Толкину. Лучшее произведение по-мотивам, если в более широком смысле, так как по Толкину симфонические вещи пишут далеко не в первый раз.
Но спорить в целом не собираюсь. Скажу лишь, что Шор мог более нагло и агрессивно использовать лейтмотивы ВК, но практически к ним в итоге не прибегал. За что ему респект и уважуха. Ну а то, что стиль одинаковый - так ведь сага одна. Было бы странно для зрителя и слушателя не распознать в Хоббите предтечу Властелина Колец.
Да, с лейтмотивами он совсем не наглел. Оттого они так приятны, когда проскакивают здесь и там
ответить
Unc0nnecteD 5
19 ноября 2012, 16:52,