Игровая музыка 2008


Устрашающая симфоника в Dead Space, сюрреалистическая электроника в Sublustrum, мелодии 60-х в Little Big Planet, 8-битная электроника в Bionic Commando: Rearmed, минимал техно в PixelJunk Eden и болгарский хор в Alone in the Dark - примерно таким разнообразием стилей пестрила игровая музыка в 2008 году. Game-OST составил краткий путеводитель по самым значимым саундтрекам.

17. Too Human

Один из уникальных проектов, рядом с которым можно поставить лишь "вечного" Дюка Ньюкема, Too Human пробыл в разработке практически 10 лет. Как и следовало ожидать, на выходе получился эпический суррогат средней степени готовности. Скандинавская мифология, скрещённая со стимпанком - таков сеттинг этой RPG. Несмотря на все ухищрения авторов и поистине монументальный бюджет в 80 млн. долларов, игра получила достаточно вялые оценки. За музыку в проекте отвечал Стив Хенифин, создавший микс из суровых скандинавских песнопений, tribal-ударных, симфонической музыки и электроники. Местами торчат и электрогитарные уши.

Ключевые треки: Prelude, Man or Machine, Gods and Chaos

16. Echochrome

Абсолютно минималистичный рисованный паззл, в котором нам требуется довести бедолагу-человечка до одной лишь ему понятной цели, по праву может называться одной из самых оригинальных головоломок этого года. Дело даже не в том, что эта PS3 игра использует очень смелую 2-х цветовую гамму - чёрный *зачёркнуто* и ещё чёрнее *зачёркнуто* и белый. Скорее всё выражается в общей выдержанности стиля и содержания. Ну и, конечно, идея манипулирования игровой камерой в качестве основного элемента геймплея - это гениально. Остаётся лишь добавить, что озвучивать весь этот беспредел позвали скрипичный квартет. И именно после этого нехитрого действия игра стала элементом сюрреализма точно также, как картины загадочного Сальвадора Дали.

Ключевые треки: prime #3, prime #7, prime #101

15. PixelJunk Eden

Ещё одна арт-хаузная логическая игра в нашей когорте призёров. Как это ни странно, но она также обитает на PS3, также обладает уникальным видеорядом и не менее уникальной музыкой. Протагонист, глистообразный червяк, путешествует по психоделического вида саду под минимал техно. Игра (или музыка?) настолько шокировала публику, что под это дело был даже выпущен диск с саундтреком - чтобы по дороге на работу вы могли почувствовать себя маленькой глистой. Удачи!

Ключевые треки: 637 volpe, Bord de lac, Flat frog

14. Age of Conan

"Онлайновый Конан" выстрелил не столь удачно, как хотелось Funcom, но тем не менее. Сочная брутальность с обилием женских телес - очень неплохая комбинация, согласитесь. Есть у игры и ещё один плюс в лице совершенно волшебной музыки. Грандиозная, ничуть не пафосная эпика мило соседствует с уютными "домашними" композициями, являя всё многообразие территориального мира "Конана". Кнут Авенструп Хауген, автор саундтрека, может смело участвовать в новой киноэкранизации похождений киммерийца (говорят уже скоро) в качестве композитора. Ибо достоин.

Ключевые треки: The Dreaming: "Ere the World Crumbles+", The Awakening: Hyborian Adventures, Hymn for King Conan

13. Afrika

Детство многих из нас прошло за телепередачей "В мире животных" (да-да, не отмазывайтесь!). Уж, наверное, не только нас удивляла выдержка фотожурналистов, охотящихся за всякими экзотическими зверькам. С выходом Afrika люди из Sony дали игрокам возможность шпионить за фауной одноимённого континента, выполняя различные заказы за условные вознаграждения. На протяжении этого процесса игрока сопровождает чарующая и добрая симфоническая музыка Ватару Хокоямы. Мы не знаем, кто был его учителем, но нам кажется, что он обожает Джона Уильямса - настолько его композиции живые, непринуждённые и проникновенные. Если во время прослушивания саундтрека у вас внезапно защиплет в глазах, то, право слово, не пугайтесь. Это всего лишь неприкрытое мастерство и талант Ватару надавить на нужные эмоциональные точки и, конечно же, встреча с Большим Искусством.

Ключевые треки: Savanna, Safari, Afrika

12. Fable II

Fable II вышла не то чтобы неожиданно, но без излишней помпы. Игра старательно подтянулась по всем статьям, проделав неслабую работу над ошибками, и, нежели оригинал, стала гораздо ближе к обещаниям её создателя Питера Молинье. Саундтрек также стал своего рода работой над ошибками. Если в первой части Расселл Шоу впервые имел дело с живой симфонической музыкой, то здесь он весьма комфортно чувствовал себя в компании Словацкого Оркестра. Это чувствуется сразу, настолько здесь плотнее и качественнее запись. Почти отсутствующая реверберация это лишь подтверждает, ведь не секрет, что ею часто пытаются скрыть неумело записанные инструменты. Здесь лишь можно поаплодировать Расселу, настолько всё шикарно записано и сведено; ни один посторонний звук не отвлекает слушателя от наслаждения саундтреком. Вообще, саундтрек вызывает достаточно неожиданные эмоции: в последнее время оркестровая музыка весьма перегружена инструментами, можно сказать - тяжеловесна. Здесь же всё наоборот - воздушные и кристально чистые треки. Ни одного лишнего инструмента, ни одной перегруженной партии. Становится решительно непонятно, то ли Расселл виртуозно овладел искусством аранжировки, избавившись от всякого шлака, то ли чудесным образом вся остальная индустрия шагает не туда.

Ключевые треки: Fable Theme, Browerstone Cemetery, Bowerlake

11. Bionic Commando: Rearmed

Необычный геймплей, общая сбалансированность процесса и отличный милитари-саундтрек от Джунко Тамии в 1988 году возвели оригинальный Bionic Commando (вышел на NES) в статус культового. Двадцать лет спустя студия GRIN невероятно успешно реанимирует игру и не забывает о саундтреке? Саймон Викланд, креативный директор и композитор в одном флаконе, провозглашает единственно верный лозунг: оригинальные мелодии, как священные коровы, неприкосновенны ни под каким началом. Допускается лишь лёгкая косметическая правка морды лица для общей пристойности. Как вы думаете, что получилось у человека, фанатеющего от The Prodigy и имеющего в своём портфолио отвязные саундтреки к Ballistics и Bandits: Phoenix Rising? Если рок-н-ролльщики от электроники Prodigy уйдут в чип-тюн, то получится именно Bionic Commando: Rearmed - нетронутые скрежещущие темы Джунко Тамии невероятно удачно замешиваются с сочными ударными Саймона, а упругий бас припорашивается лёгкими дисторшн-звуками - обновлённая классика готова. Блюдо подаётся на приличной громкости и под сочную картинку.

Ключевые треки: Main Theme, Power Plant, Meet the Enemy and Descent

10. Tomb Raider: Underworld

Новые приключения Лары Крофт - уже девятая игра в серии, однако только вторая - с живой симфонической музыкой (первая - Tomb Raider: Angel of Darkness). Троэлз Фолманн, композитор двух предыдущих частей (Tomb Raider: Legend и Tomb Raider: Anniversary) не имея опыта записи оркестров не стал рисковать, поэтому пересел в кресло аудио-директора и поручил работу над музыкой молодому, но перспективному кинокомпозитору Колину О`Молли. В отличие от явно сырого и недоделанного Angel of Darkness Питера Конелли, саундтрек Underworld - зрелая работа, блещущая различными симфоническими стилями с элементами этники и эмбиента, и в целом как нельзя лучше вплетающаяся в игру. Другое дело, что саундтрек Underworld довольно безликий и монотонный - такую музыку мог написать кто угодно, так что, будьте добры, верните назад Нэтана МакКри - нам, хотя бы, будет так спокойней.

Ключевые треки: Main Theme, Amanda's Ship, Full of Surprises

9. Silent Hill: Homecoming

Мрачные, давящие на психику тона, замкнутые пространства заброшенных больниц, отелей и тюрем; тяжёлый, скрипящий параноидальный звук. Пока аудиовизуальный стиль игры находился в руках талантливых японских художников и дизайнеров, составлявших костяк студии Team Silent, весь мир пребывал одновременно в ужасе и восторге. Так продолжалось недолго, и когда студия нашла себе дела важнее, то переложила ответственность за сериал на безумных британцев, создателей портативного треша Silent Hill: Zero, и затем на прямолинейных американцев, разработчиков дорогой, но откровенно бестолковой Silent Hill: Homecoming. В должности продюсера и пиарщика присматривать за чужими коллективами оставили композитора и саунд скульптора Акиру Ямаоку - признанного гения, мастера трип-хопа и инструментального рока, визитную карточку Silent Hill. В перерывах между основными руководящими обязанностями, десятками интервью и выставками видеоигр, Ямаока хоронил свой композиторский талант - такого слабого саундтрека как Silent Hill: Homecoming не ожидал никто.

Ключевые треки: This Sacred Line, Witchcraft, Cold Blood

8. Tension

"Тургор" - ещё одна неординарная разработка студии Ice Pick Logic и один из немногих российских проектов, подтверждающих - игры являются искусством; искусством, которое может быть интересно широкому кругу игроков. Саундтрек "Тургора" - мистический электронный эмбиент с мелодичными клавишами и элементами downtempo, такой же абстрактный и глубокий, как и сама игра, а главное, ничуть не менее популярный, чем она. И это немного странно, ведь любая необычная, экспериментальная музыка чаще всего остаётся непонятой или недопонятой. "Тургор", по всей видимости, приятное исключение.

Ключевые треки: Ima's Tower, Rotten Souls, Surface

7. Warfare

Российская студия GFI всегда славилась хорошими играми (вспомните хотя бы "Код доступа: РАЙ" и "Власть Закона"), а Александр Шукаев и MoozE и сейчас считаются одними из лучших композиторов в нашей индустрии. По крайней мере, в электронной музыке им едва ли найдутся равные. "Ближневосточная" военная стратегия Warfare, прощальная игра талантливого гейм-дизайнера Виталия Шутова, снова демонстрирует правильный подход в выборе композиторов: стильная этно-электроника Шукаева и агрессивные, "ураганные" композиции MoozE вновь задают высочайший стандарт качества саундтреков российского игропрома.

Ключевые треки: Invade, Al-Qaum, Coming Back With the Desert Eagle

6. Sublustrum

Адвенчура Sublustrum стоит некоторым особняком в отечественной индустрии: коллектив из трёх людей, год разработки и качественный материал на выходе - редкое явление. Секрет успеха кроется в отличной идее и интересной форме: эффект затасканной киноплёнки, вывернутые ручки цветопередачи и так любимый многими дизайн с элементами ретро-футуризма и стим-панка. Когда сценарист и гейм-дизайнер является ещё и композитором - это невероятно и здорово, это даёт возможность увидеть авторское видение музыки. Здесь именно такой случай: музыка проекта Anthesteria (основатель и единственный участник которого - Георгий Белоглазов, автор Sublustrum) была, чуть ли не первичной составляющей, под которую создавалась игра. Индустриальный эмбиент, задумчивые нео-классические зарисовки, сюрреалистические звуковые ландшафты с этническими инструментами, атмосфера меланхолии и декаданса - всё это вылилось в лучший альбом Anthesteria, он же - лучший отечественный саундтрек 2008 года.

Ключевые треки: Sublustrum Theme, A Dog in the Boiler, Steamflower

5. Mirror`s Edge

Студии Dice, разработчику стильного симулятора паркура от первого лица Mirror`s Edge (или, говоря ещё более замысловатым языком, коммерческого арт-хауза) и её издателю EA нужно крепко пожать руку - на время разработки команде удалось завербовать в свои ряды электронщика мирового класса - эмбиент артиста Solar Fields со знаменитого французского лейбла Ultimae. В прошлый раз подобный финт ушами проделала Ubisoft, наняв супер-музыканта Амона Тобина в качестве композитора Splinter Cell: Chaos Theory, и явно не прогадала. Воздушный, кристально чистый эмбиент Solar Fields - лучшее, что можно было придумать для игры, события которой развивается преимущественно на залитых солнцем крышах футуристического мегаполиса. Не удивительно, что такой нестандартный проект был проигнорирован массами: Mirror`s Edge с треком провалилось, так что диска с саундтреком, несмотря на давние обещания EA, мы так и не дождались.

Ключевые треки: Menu Theme, The Edge, New Eden

4. Alone in the Dark

Пятая часть Alone in the Dark, знаменующая возрождение знаменитого франчайза, прародителя игровых хорроров, является лучшей музыкальной работой француза Оливье Де Ривье. До него практически никто не использовал возвышенный оркестровый стиль в оформлении игро-хорроров; ещё реже в играх делают акцент на хор, потому что подать его оригинально может далеко не каждый композитор. Оливье Де Ривье, наверное второй человек после Джеспера Кида, кому это удалось, и это сразу оправдывает уникальность саундтрека Alone in the Dark: прославленный на весь мир болгарский хор The Mystery of Bulgarian Voices сливается здесь с готическим оркестровым звучанием, придаёт игре небывалой силы саспенс и драйв. Такой захватывающий микс написан как будто по мотивам восточно-европейских саундтреков Джозефа ЛоДуки к известному телесериалу "Зена: королева воинов", и это прекрасно.

Ключевые треки: Edward Carnby, The Humanz, Crying New York

3. Dead Space

Как чёрт из табакерки на играющую общественность свалился неожиданный хит Dead Space. Космический ужастик в стиле System Shock и Bioshock с одной стороны не принёс ничего нового, с другой - воплотил все существующие наработки в этом жанре в идеальном качестве. В духе настоящего survival horror'a игроку постоянно приходится экономить местную валюту на патроны и аптечки, затравленно озираться и ожидать всяких бед на свою голову. К чести авторов, ловушки никогда не повторяются и даже излюбленный прием "путешествие на лифте с тварями" происходит всего один раз за игру. Игра обладает крайне атмосферной интерактивной музыкой, и мы уж никак не ожидали, что Джейсон Грэйвс, композитор Dead Space, найдёт время сшить эти кусочки воедино и выпустить полноценный альбом на iTunes. Учитывая тематику проекта, музыка представляет собой изорванные куски симфонического полотна, как будто каждого исполнителя заставили делать с инструментом всё что угодно, лишь бы не играть по правилам. Жемчужинами альбома выступают две композиции: Dead Space Theme и Welcome Aboard the U.S.G. Ishimura. Классические саспенс-композиции наподобие тех, что были в культовых "Чужих" Джеймса Камерона - редкое явление на нашей улице.

Ключевые треки: Dead Space Theme, Welcome Aboard the U.S.G. Ishimura, The Necromorphs Attack

2. World of Warcraft: Wrath of the Lich King

Предыдущий addon к World of Warcraft показал нам, каким должен быть симфонический эмбиент. Действие Wrath of the Lich King, нового дополнения к великой онлайновой игре World of Warcraft, разворачивается на северном материке Нортренд, поэтому красной нитью через альбом проходит чувство того, что жизнь замерла, покрывшись кристалликами льда, достигла абсолютного нуля и застыла, обретя холодный и яркий блеск. Навскидку на ум приходит классика фэнтези, вторая экранизация "Конана" под названием "Конан-Разрушитель". Та сцена в замке злого колдуна Тот-Амона, где Шварценеггер под волшебную музыку Базила Поледуриса крошит в капусту магические зеркала в надежде зацепить ненавистного мага. Саундтрек Wrath of the Lich King местами, знаете ли, похож по ощущениям - нет лишнего пафоса, свойственного нынешним проектам. Словно на дворе вновь 90-е годы и в фэнтезийных фильмах герои хоть и действуют наивно, но зато абсолютно искренне, вселяя ощущение классической сказки. Blizzard вообще любит удивлять своим подходом к музыке. Так, например, главная тема Wrath of the Lich King сочетает в себе не сочетаемое. Начинаясь симфоническим эмбиентом с обильным использованием колокольчиков и вибрафона (ни дать, ни взять - имитация замка Снежной Королевы), она переходит в боевую мелодию с упором на медные духовые, а уж затем уходит в классическую компоновку "струнные + хор". Великолепен и альбом в целом: его сложно описать какими-то шаблонными фразами, можно лишь сказать, что это отличная волшебная сказка, по духу близкая к творчеству лучших классических композиторов, но приправленная небольшими экспериментами с электронными инструментами, а также, местами, активной и ритмичной восточной перкуссией. Собственно, Blizzard ведь по другому и не умеет, верно?

Ключевые треки: Wrath of the Lich King, Secrets Long Forgotten, The Wrath Gate

1. Little Big Planet

Сказать по правде, музыка Little Big Planet привлекла наше внимание в последнюю очередь и только после того, как коллеги с зарубежных игровых сайтов начали в один голос назвать её выдающейся и ставить на первые места редакционных чартов. Композитор Дэниель Пэмбертон вот уже десять лет творит для британского телевидения и кино уникальную, трудно-классифицируемую музыку. Он экспериментирует с десятками музыкальных стилей и порой заново изобретает их, а затем снова перекраивает на свой лад, смешивает оркестровое звучание с брейк-битом, а джазовую музыку - с изощрённой электроникой. В Little Big Planet Дэниель и его TV Orchestra закручивают, если так можно выразиться, "харизматичный" микс из мелодий 60-х, блюза, даба и весёлой детской музыки с винтажными скрэтчами, рок-н-рольными ритмами и гавайским оттенком. Вряд ли музыка Дэниеля Пэмбертона в ближайшее время станет такой же всенародно любимой, как культовые саундтреки другого известного чудака Терри Тейлора к The Neverhood и Skullmonkeys - всё-таки Little Big Planet является эксклюзивом для не очень-то и популярной в России PS3. Но если мистер Пэмбертон и его оркестр не остановится и продолжит писать музыку к играм - успех его может ждать колоссальный.

Ключевые треки: The Orb of Dreamers, Leaders of Men, Get Your Boots On





Вы не можете оставить комментарий, для этого нужно зарегистрироваться и авторизоваться.


Или зайти через аккаунт любой соцсети.





    Ещё статьи по теме:

Популярное